Заверение об обстоятельствах в сделках M&A

1 авг - 00:44

Институт заверений об обстоятельствах стал с недавних пор, пожалуй, одним из наиболее спорных и актуальных среди всех институтов российского договорного права. Причина простая: за последние несколько лет на рассмотрении судов очень часто появлялись неоднозначные дела, в которых заверения играли ключевую роль.

Разумеется, основной массив таких дел появился из сделок M&A, и суды, особенно Верховный Суд РФ (далее — ВС РФ), выдали большое количество обстоятельных правовых позиций по вопросам применения ст. 431.2 ГК РФ. Практически все эти позиции так или иначе касались анализа стандарта поведения сторон сделки M&A при использовании заверений об обстоятельствах.

Насколько эти правовые позиции являются принципиально новыми для российского права и насколько они помогают в развитии института, мы попытаемся разобраться в этой статье. Она будет посвящена соотношению заверений об обстоятельствах и предтранзакционной проверки (due diligence), проводимой покупателем до сделки. В этом контексте нас будет интересовать, каким теперь суды видят стандарт поведения сторон при предоставлении заверений?

Известно, что функциональная нагрузка заверений об обстоятельствах состоит из двух компонентов:

  • заверения устраняют информационный дисбаланс в отношениях сторон договора;
  • заверения нужны, чтобы склонить контрагента к вступлению в договор. Оба эти компонента неразрывно связаны.

В рамках M&A-сделок в подавляющем большинстве случаев покупатель находится в слабом положении с точки зрения обладания информацией о приобретаемом активе. Причина кроется в специфике актива: практически любой бизнес является закрытой структурой, для получения информации о которой нужно предпринимать особые усилия.

Именно поэтому стандартной процедурой в M&A-сделках является проведение покупателем предтранзакционной проверки (due diligence), в рамках которой обычно проверяются основные параметры приобретаемого актива: наличие титула продавца на актив, наличие обременений, притязаний третьих лиц. Если приобретаются доли/акции компании, то покупатель также обычно проверяет ее финансовые показатели, разрешительную документацию, состояние задолженности перед контрагентами и/или работниками и так далее.

Но на практике даже в ходе долгих, комплексных проверок с привлечением нез... ✂

Луцкий Никита Юрист практики Корпоративного права / M&A и Антимонопольного права АБ КИАП. Помогает в сопровождении сделок слияния и поглощения, реструктуризации российского и зарубежного бизнеса, в разработке договорной документации и проведении комплексных юридических проверок. Никита также участвует в проведении антимонопольного и санкционного комплаенса. Ключевые проекты: участие в представлении интересов российского подрядчика по государственному контракту в споре о взыскании задолженности по оплате работ; участие в разработке антимонопольной политики для одной из крупнейших российских торговых сетей на рынке ритейла; участие в подготовке договора с организаторами на проведение шахматной олимпиады; участие в сопровождении в государственном суде ряда крупных арендных споров о взыскании задолженности по арендной плате. Способ связи: n.lutskiy@kiaplaw.ru