На пути к единой структуре внутреннего аудита в группе компаний
Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех".
Генри Форд
Миссия внутреннего аудита любой компании - это содействие органам управления в обеспечении ее эффективного функционирования.
При этом требования к службе внутреннего аудита (далее - СВА) в условиях повсеместно происходящих процессов трансформации в компании постоянно растут. Требуется наличие опыта и уровня знаний у работников СВА, которые позволят проводить критический анализ существующих и новых бизнес-процессов в компании и предоставлять руководству полезные и бизнес-ориентированные рекомендации, в том числе направленные на поиск путей оптимизации и повышения эффективности работы организации.
СВА должны быть использованы современные подходы, позволяющие повысить степень покрытия рисков материнской компании и компаний группы аудиторскими процедурами с получением качественных результатов по результатам проверок.
Также немаловажным аспектом в деятельности СВА современной компании является сокращение времени отвлечения работников объектов аудита при проведении проверок.
В связи с изложенным, одним из стратегических направлений развития функции внутреннего аудита в материнской компании должны являться организация и выстраивание функционального взаимодействия с СВА компаний группы2.
Для реализации данного направления деятельности внутреннего аудита важным аспектом является применение единых подходов к построению, управлению и координации функции внутреннего аудита в группе компаний.
Это достигается разработкой групповой политики в области внутреннего аудита, являющейся верхнеуровневым нормативным документом по определению порядка организации, управления и координации функции внутреннего аудита в группе компаний, подлежащей утверждению советом директоров (наблюдательным советом)3 материнской компании группы (далее - Политика по внутреннему аудиту).
Обоснования для разработки и внедрения Политики по внутреннему аудиту в российском законодательстве имеются и приведены в Методических рекомендациях Росимущества по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с участием Российской Федерации4, Кодексе корпоративного управления5, который дает отсылку на применение общепринятых стандартов деятельности в области внутреннего аудита6.
В частности, в соответствии со Стандартом внутреннего аудита 2040 - Политики и процедуры", руководитель внутреннего аудита должен внедрить внутренние политики и процедуры, регулирующие деятельность подразделения внутреннего аудита. Форма и содержание политик и процедур зависят от размера и структуры подразделения внутреннего аудита и сложности выполняемой им работы.
Также руководителю внутреннего аудита следует обмениваться информацией, координировать деятельность с другими внутренними и внешними сторонами, проводящими проверки и оказывающими консультационные услуги, и рассмотреть возможность использования результатов их работы (Стандарт внутреннего аудита 2050).
Если говорить про организацию функции внутреннего аудита в финансовых организациях, то целесообразность разработки Политики по внутреннему аудиту продиктована п. 1.3 Положения Банка России от 16.12.2003 № 242‑П Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", в соответствии с которой головная кредитная организация банковской группы обеспечивает единство подходов к организации внутреннего контроля и несет ответственность за обеспечение его эффективной организации в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях, являющихся участниками банковской группы", а также нормами Указания Банка России от 15.04.201... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.