Институт делегирования полномочий органа управления как корпоративно-конфликтная практика. Часть 2

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

1

«КОРПОРАТИВНЫЕ КАРТЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ЕИО

Анализ судебной и корпоративной практики убеждает в том, что делегирование полномочий ЕИО как в полном объеме, так и в части нередко реализуется посредством разного рода специфических, по сути, латентных (скрытых) алгоритмов, нередко провоцирующих различные корпоративные конфликты. Впечатляющим примером может служить применение так называемых корпоративных банковских карт («бизнес-карт»), открывающих доступ предъявителю к ресурсам расчетного счета компании, иногда неограниченный.

С известной долей условности выделим четыре класса такого рода корпоративно-конфликтных историй.

Первый. ЕИО использует корпоративные карты лично (они, как правило, выпускаются банком на его имя, впрочем, известны и исключения из данного правила) и, по мнению генерального директора (или иного топ-менеджера компании), вполне правомерно — исключительно на обоснованные нужды компании. Однако с последним не согласны некие участники корпоративно-правовых отношений, обычно это совладельцы, которые обращаются за поддержкой в правоохранительные органы и/или в арбитражный суд, в последнем случае мобилизуя конструкцию иска о взыскании убытков. Однако в возбуждении уголовного дела отказывают, суд подтверждает законность и обоснованность использования бизнес-карты2.

Второй. ЕИО использует корпоративные карты лично и, в силу очевидного, неправомерно. Например, направляя полученные в кредитной организации деньги на личные цели. Расчет при этом делается, по‑видимому, на то, что по «незначительности» трат и при, если угодно, традиционном для данной конкретной компании отсутствии внимания участников и профессионально ориентированных контрольных структур компании и ее бенефициара к такого рода практике взаимодействия хозяйственного общества с обслуживающим банком соответствующие факты не станут достоянием «корпоративной гласности»3.

Третий. ЕИО передает корпоративные карты участникам и работникам компании или даже третьим лицам, не прибегая к традиционной легализации передачи (доверенность, приказ по обществу и т.п.), при этом, получив сами карты и ключи доступа (пароли), указанные лица используют средства расчетного счета правомерно4.

Вариант: ЕИО санкционирует привязку корпоративных карт компании на третьих или аффилированных физических лиц.

Четвертый. ЕИО передает корпоративные карты работникам компании или третьим лицам, которые используют средства расчетного счета неправомерно5.

Понятно, что во втором — четвертом случаях способы защиты прав и законных интересов компании и/или ее участников — те же, что и в первом.

В экспертном плане представляется интересным обратить внимание на следующие моменты, просматривающиеся при анализе релевантной арбитражной практики.

  • Суды разных инстанций, рассматривая в пределах своей компетенции иски и жалобы, нередко полемизируют друг с другом, что, вероятно, свидетельствует о том, что унифицированная практи... ✂