Риски привлечения к ответственности компаний в связи с коррупционными действиями сотрудников. Способы минимизации рисков
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих", - именно этой цитатой из бессмертного произведения Ильфа и Петрова можно описать идеологию комплаенса - общепризнанного корпоративного стандарта и ключевой методики митигации бизнес-рисков в современных условиях.
При всем многообразии видов комплаенса (на сегодняшний день выделяют антимонопольный, налоговый, санкционный и даже уголовно-правовой) все большую актуальность для компаний, менеджмента и бенефициаров бизнеса приобретают стандарты добросовестного и этичного поведения, внедряемые в рамках процедур антикоррупционного комплаенса. И связано это не только с тяжестью санкций за нарушение антикоррупционного законодательства, но и с вероятностью возникновения соответствующих эксцессов, которую в российских реалиях нельзя считать незначительной.
Подтверждает справедливый характер этих опасений и широкая правоприменительная практика привлечения к ответственности физических и юридических лиц за правонарушения коррупционного характера.
Ответственность за коррупционные правонарушения: регулирование и правоприменительная практика
Так, согласно докладу Генерального прокурора РФ, озвученному им 10 апреля 2019 г. на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ1, прокурорами в 2018 году выявлена 231 тысяча нарушений антикоррупционного законодательства, треть из них связана с неисполнением госслужащими установленных обязанностей". Очевидно, что остальное - это нарушения, выявленные в организациях, включая частный сектор.
По постановлениям прокуроров за совершение коррупционных правонарушений к административной ответственности привлечено более 7 тыс. граждан, должностных и юридических лиц. Общий размер штрафных санкций превысил 900 млн рублей"2, - сообщает Юрий Чайка, указывая также на усиление интенсивности применения обеспечительных мер. В частности, в целях повышения плохо собираемых штрафов по ст. 19.28 КоАП (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица") органы прокуратуры активно применяют новеллу - вступившую в силу с начала года ст. 27.20 КоАП РФ (Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица"). Причем только за первые четыре месяца действия этой нормы судами удовлетворено 32 ходатайства прокуроров о ее применении на сумму более 100 млн рублей (постановления исполнены).
Согласно Реестру юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП, публикуемому на сайте Генеральной прокуратуры РФ, цифра привлеченных к ответственности за коррупцию компаний составляет цифру в 300400 юридических лиц ежегодно (в 2017-м - 427, в 2018-м - 359)3.
Как мы видим из приведенных данных, масштаб привлечения к ответственности компаний за коррупционные правонарушения не является слишком уж большим. Однако, во-первых, сам по себе предусмотренный ст. 19.28 КоАП размер ответственности остается впечатляющим и вполне может стать чувствительным для любой крупной компании, а для средней - и вовсе привести ее к банкротству (верхний порог санкции по ст. 19.28 КоАП составляет до 100 крат суммы незаконного вознаграждения (но не менее 100 млн рублей) с обязательной конфискацией предмета правонарушения). А во-вторых, акцент наказания за коррупционные правонарушения смещен в сторону персональной ответственности, включая уголовную, что имманентно правоприменительной практике последнего времени.
Так, согласно сводной статистике силовых ведомств в 2018 г. число выявленных преступлений коррупционной направленности составило 30,5 тыс. (рост на 3%). В отношении 11,7 тыс. коррупционеров вынесены обвинительные приговоры, почти к двум тысячам из них применена конфискация имущества4. А это уже персональная ответственность по ст. 290, 291 (получение и дача взятки должностному лицу), 291.1 (посредничество во взяточничестве), 291.2 (мелкое взяточничество), 204 (коммерческий подкуп), 204.1 (посредничество в коммерческом подкупе), 204.2 (мелкий коммерческий подкуп) УК РФ.
Свою лепту в увеличение статистики преступлений коррупционной направленности внесли соответствующие изменения в Уголовный кодекс РФ 2016 г. о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. табл. 2), первоначально направленные на гуманизацию уголовной юстиции в отношении преступлений с низкой общественной опасностью, но, напротив, приведшие к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия, включая сферу обычного дарения подарков и го... ✂