Оспаривание заявления о выходе участника

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ НА ВЫХОД ИЗ ОБЩЕСТВА

1.1. Выход участника как односторонняя сделка

Возможность выхода участника из общества является одним из способов распоряжения корпоративными правами. Идея о том, что участнику нельзя запретить выход из общества без возможности возврата своих инвестиций, была отражена и в широко обсуждаемом Определении Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 306-ЭС19-24912 по делу № А65-3053/2019. Иное противоречит идее товарищеского соглашения, положенной в основу деятельности хозяйственных обществ.

Право на выход, наряду с иными правами, обеспечивающими соблюдение принципа недопустимости вечного запирания в корпорации1, может быть ограничено только при условии, что у участника есть иная возможность прекратить корпоративные отношения, в том числе посредством отчуждения своей доли и права на выкуп. Если право на выкуп возникает при наступлении определенных условий, то право на выход, если оно предусмотрено уставом, безусловное. В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — ФЗ «Об ООО») установлено, что в случае, если уставом общества отчуждение доли или части доли, принадлежащих участнику общества, третьим лицам запрещено и другие участники общества отказались от их приобретения либо не получено согласие на отчуждение доли или части доли участнику общества или третьему лицу при условии, что необходимость получить такое согласие предусмотрена уставом, общество обязано приобрести по требованию участника общества принадлежащие ему долю или часть доли.

Право на выход из корпорации — это секундарное правомочие, входящее в качестве дополнительного элемента в корпоративное обязательство2. Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 27.10.2015 № 306-ЭС15-1674, правовые последствия заявления о выходе участника из общества наступают исключительно в силу волеизъявления участника, направленного на прекращение прав участия в обществе. Такое волеизъявление является односторонней сделкой, поскольку для ее совершения в соответствии с законом необходимо и достаточно воли одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК РФ).

Заявление о выходе — это односторонняя сделка, требующая восприятия. При этом необходимо учитывать изменения, внесенные федеральными законами от 31.07.2020 № 252-ФЗ, № 251-ФЗ в п. 2 ст. 94 ГК РФ, подп. 2 п. 7 ст. 23, ст. 26 ФЗ «Об ООО». Данные федеральные законы изменили момент, с которого доля считается перешедшей обществу, — теперь это не момент получения заявления о выходе обществом, а момент регистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Заявление о выходе подлежит нотариальному удостоверению и подается в налоговый орган удостоверившим такое заявление нотариусом, который направляет копию заявления участника о выходе и копию заявления о внесении изменений в налоговый орган. В связи с этим большинство сложившейся судебной практики, основанной на том, что выход считается совершенным в момент получения обществом заявления о выходе, в настоящий момент не является релевантной. Например, Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 305-ЭС16-14771, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.11.2016 по делу № А56-63174/2015. Отметим исключение для кредитных организаций, где моментом выхода участника по-прежнему признается момент получения обществом заявления.

Таким образом, если ранее момент, когда сделка считается совершенной, а участник — вышедшим из общества, определялся с момента получения обществом заявления о выходе, то сейчас в соответствии с подп. 2 п. 7 ст. 23 ФЗ «Об ООО» таким моментом является государственная регистрация изменений в ЕГРЮЛ.

Однако изменение момента, с которого выход участника из общества считается состоявшимся, и дополнительные требования в виде государственной регистрации не привнесли в понимание выхода из общества как односторонней сделки никаких изменений. Выход из общества — это по-прежнему односторонняя сделка, требующая восприятия. Правовые последствия заявления о выходе участника из общества наступают исключительно в силу волеизъявления участника, направленного на прекращение прав участия в обществе, изменился лишь момент совершения односторонней сделки.

При этом в настоящий момент нотариальное заверение заявления о выходе является элементом фактического состава сделки по выходу из общества. В связи с этим у участника нет возможности отозвать заявление о выходе. Более того, нотариус, совершающий нотариальное действие по заверению заявления о выходе, подает это заявление для государственной регистрации вносимых изменений. Регистрация является предпосылкой вступления в силу сделки по выходу из общества и лежит за пределами ее фактического состава. С момента нотариального удостоверения и до момента государственной регистрации сделки отзыв заявления о выходе становится неосуществимым, поскольку выполнение фактического состава обусловлено нотариальным заверением3.

1.2. Значение согласия ... ✂