Медиация в корпоративных отношениях

В статье рассматривается возможность применения медиации к корпоративным конфликтам. Для этого необходимо определиться в терминах и отделить одно от другого. Конфликты от споров, а корпоративные отношения — от всех остальных. А также, возможно, основания возникновения тех или иных корпоративных споров.

ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ

Итак, медиация — процедура урегулирования конфликта через переговоры. В России уже 11 лет действует специальный закон о медиации (Федеральный закон от 27.07.2010 № 193 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», далее — Закон о медиации). Это не слишком объемный нормативно-правовой акт, но совершенно необходимый и, по нашему мнению, достаточный. Закон в самом общем виде закрепляет понятие «медиация», легализует этот институт и встраивает его в гражданский и арбитражный процесс наряду с другими видами примирительных процедур.

Закон о медиации закрепляет четыре базовых принципа медиации и устанавливает самые общие требования к квалификации медиатора. При этом саму методику, устройство «магии», которую применяет конкретный профессиональный медиатор в своей практике, закон не фиксирует.

Таким образом, в России одновременно сосуществуют несколько школ медиации, последователи которых осуществляют эту деятельность по своим «рецептам». Важно, что результат в любом случае одинаков — стороны конфликта достигают соглашения по спорным ситуациям, вырабатывают решения, наиболее полно отвечающие их интересам.

Законодательное закрепление медиации позволяет обращаться к ней как к альтернативе судебному спору и эффективно разрешать конфликты, экономя деньги, время, нервы участников. Вместо противостояния, длящегося годами, отравляющего негативными эмоциями каждый день жизни оппонентов, стороны п... ✂