Дистанционное участие в общих собраниях: новые реалии vs. легализация практически устоявшихся подходов

Дистанционное участие в общих собраниях: новые реалии vs. легализация практически устоявшихся подходов

Использование информационных и телекоммуникационных технологий в рамках проведения корпоративных процедур не является новшеством в российских правовых реалиях. Соответствующие поправки вносились в нормативные акты, регулирующие деятельность корпораций, равно как и в иные законы (например, Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

По состоянию на 2015–2017 гг. использование технических средств для участия в проведении корпоративных собраний являлось в большей степени редкостью, несмотря на то что ознакомление с материалами к собраниям1 уже в те годы происходило в том числе удаленно. Возможностью голосования на сайте2 электронного голосования Национального расчетного депозитария пользуются только наиболее крупные эмитенты — публичные компании.

Причина нераспространенности данного явления лежит в плоскости, с одной стороны, монетарной и технической, тем не менее крупные регистраторы предоставляют своим акционерам необходимые технические возможности для того, чтобы осуществлять голосование электронно. С другой стороны, вопрос, скорее, затрагивает непосредственно законодательное регулирование и процесс внедрения новых сервисов в корпоративную жизнь, их гармоничное сосуществование и повышение привлекательности для акционеров. Последнее произошло в том числе уже в связи с независящими ни от кого обстоятельствами, настигшими гражданско-правовое сообщество в 2020 г. по причине пандемии новой коронавирусной инфекции, что еще раз обнажило рудиментарный и устаревший характер необходимости очного посещения собраний.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ СОБРАНИЙ ДО 01.07.2021

Банк России рекомендовал3 обществам еще в 2014 г. при наличии соответствующих технических условий создавать системы, позволяющие акционерам принимать участие в голосовании с помощью электронных средств. Обществу рекомендуется предусматривать возможность заполнения бюллетеня для голосования в электронной форме, например, через личный кабинет на сайте общества в сети Интернет при условии обеспечения достаточной надежности и защиты, а также однозначной идентификации (аутентификации) лиц, принимающих участие в собрании.

Далее Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» дополнил Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ об АО) положением о возможности при проведении общего собрания акционеров в форме собрания (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений) использования технологий, позволяющих обеспечить дистанционное участие в общем собрании акционеров, возможность обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, без присутствия в месте проведения общего собрания акционеров. Данное законоположение вступило в силу 01.07.2016.

Дополнительные требования к проведению общего собрания акционеров в очной и заочной форме содержатся в Положении Банка России от 16.11.2018 № 660-П «Об общих собраниях акционеров» (далее — Положение). Главой 4 данного Положения регламентированы дополнительные требования к порядку проведения общего собрания. В соответствии с п. 4.29 Положения датой проведения общего собрания, проводимого в форме заочного голосования, является дата окончания приема бюллетеней для голосования.

При определении кворума и подведении итогов заочного голосования следует учитывать бюллетени, поступившие до даты окончания их приема. При этом последним днем приема бюллетеней и заполнения их электронной формы на сайте является день, предшествующий дате окончания приема бюллетеней (п. 13 Письма Банка России от 27.05.2019 № 28-4-1/2816).

Пункт 6 Письма Банка России от 27.05.2019 указывает, что п. 4 ст. 60 ФЗ об АО предусматривает право включить в устав АО возможность заполнения электронной формы бюллетеней на сайте в сети Интернет, адрес которого указан в сообщении о проведении общего собрания акционеров.

При этом в качестве такого сайта может использоваться сайт АО, регистратора общества или центрального депозитария (п. 4.3 Положения). Исходя из п. 4.7 Положения, в случае если общее собрание проводится с возможностью заполнения электронной формы бюллетеней на сайте в сети Интернет, регистрация лиц, принимающих участие в общем собрании указанным способом, осуществляется на сайте, где заполняется электронная форма бюллетеня.

Пунктом 2 ст. 60 ФЗ об АО предусмотрено, что

«при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования и проведении общего собрания акционеров публичного общества или непубличного общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций 50 и более, а также иного общества, устав которого предусматривает обязательное направление или вручение бюллетеней до проведения общего собрания акционеров, бюллетень для голосования должен быть направлен или вручен под роспись каждому лицу, зарегистрированному в реестре акционеров общества и имеющему право на участие в общем собрании акционеров, не позднее чем за 20 дней до проведения общего собрания акционеров».

Указанная норма возлагает на акционерное общество безусловную обязанность по направлению (вручению под роспись) акционерам бюллетеней для голосования на общем собрании и не предполагает возможность установления уставом или решением уполномоченного органа обязанности по совершению лицами, имеющими право на участие в общем собрании акционеров, дополнительных действий для получения ими бюллетеней»4.

ОБЩИЕ СОБРАНИЯ В УСЛОВИЯХ COVID-19

С 18.03.2020 вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2020 № 50-ФЗ «О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Указанный закон предусматривает возможность проведения заочного голосования по вопросам, указанным в п. 2 ст. 50 ФЗ об АО (то есть вопросы об избрании совета директоров, ревизионной комиссии общества, утверждении аудитора, а также вопросы утверждения бухгалтерской отчетности).

Тем самым очередные годовые собрания в 2020 г. могли быть проведены и проводились в заочной форме.

Таким образом, Банк России рекомендовал5 акционерным обществам при подготовке к проведению годового общего собрания назначать годовые общие собрания акционеров, дополнительно оценивая текущие обстоятельства при выборе формы собрания, а АО, которые ранее приняли решение о проведении в 2020 году общего собрания акционеров (как годового, так и внеочередного) в очной форме, — рассмотреть целесообразность смены формы годового общего собрания на заочную.

При этом Банк России указывает, что изменение формы общего собрания акционеров на заочную допустимо только, если решение о таком изменении формы проведения собрания принято тем же органом, что и изначальное решение о созыве общего собрания, а также акционеров надлежит незамедлительно уведомить о таком изменении.

В письме Банк России прямо рекомендует использовать любую из форм волеизъявления, которая позволит сделать это дистанционно (направить заполненный бюллетень для голосования, заполнить электронную форму бюллетеня на сайте в сети Интернет, направить сообщение о волеизъявлении через депозитарий и пр.).

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА ГОЛОСОВАНИЯ

Согласно п. 105 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 256 решения собраний могут приниматься посредством очного или заочного голосования (п. 1 ст. 181.2 ГК РФ).

Если специальным законодательством не предусмотрены особые требования к форме проведения голосования, участниками гражданско-правового сообщества такие требования также не устанавливались (в частности, порядок проведения собрания не определен в уставе), то голосование может проводиться как в очной, так и в заочной или смешанной (очно-заочной) форме.

Соответственно, высшая судебная инстанция исходит из отсутствия необходимости в прямом урегулировании порядка проведения заочного голосования в каком-либо внутреннем документе общества (п. 2 ст. 38 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»), тем не менее существует много практических примеров, когда миноритарии пользовались указанным поводом для оспаривания решений общих собраний, и суды их поддерживали.

C одной стороны, присутствует практика, где суд прямо указывал на отсутствие

«в действующем законодательстве прямого запрета на принятие решений в форме заочного голосования в отсутствие соответствующего внутреннего документа, регламентирующего порядок проведения такой формы голосования»7,

однако при этом суды часто учитывают соблюдение порядка созыва и уведомления участников, а также тот факт, что число голосов истцов не оказало бы влияния на исход голосования, и в таких ситуациях оставляют решения в силе.

С другой стороны, есть практика, где суды не допускают отсутствие установленного порядка заочного голосования в локальном акте либо уставе общества и указывают, что отсутствие внутреннего документа, который определяет процедуру проведения общего собрания участников путем заочного голосования,

«является самостоятельным и достаточным основанием для признания недействительными итогов заочного голосования»8.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАСЕДАНИЙ

Внесение изменений в законодательство о порядке проведения дистанционных заседаний участников гражданско-правовых сообществ было опосредовано рядом законопроектов.

Ранее Минэкономразвития 01.09.2020 был разработан проект федерального закона об онлайн-голосовании на общих собраниях акционеров9. Данный проект предусматривал регулирование порядка проведения дистанционных собраний только для акционерных обществ, в том числе без определения физического места проведения собрания.

Также проектом федерального закона предлагалось переложить на акционеров риск неполучения бюллетеней вследствие отсутствия электронной почты акционеров в анкетах зарегистрированных лиц. Проект федерального закона прошел процедуры оценки регулирующего воздействия и общественного обсуждения, но не получил дальнейшего движения и не был внесен в Государственную Думу.

Позднее депутатом Государственной Думы В.М. Резником был внесен 20.11.2020 Законопроект в части совершенствования формы проведения общего собрания10.

Законопроект также предполагал проведение собраний в дистанционном формате, в том числе предполагалось закрепить регулирование по порядку направления электронных бюллетеней, приобщения записи видеотрансляции онлайн-собрания к протоколу общего собрания. На наш взгляд, этот законопроект не получил развития и направлялся на доработку в связи с наличием положений о так называемых «потерянных акционерах» в части права эмитента не выплачивать дивиденды акционерам, сведения о которых отсутствуют у эмитента, при соблюдении ряда условий.

В конечном итоге был принят совершенно иной закон о дистанционных заседаниях, разработанный Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства — Федеральный закон от 28.06.2021 № 225-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации». Этот Федеральный закон вступил в силу 01.07.2021.

Внесенные изменения в ГК РФ можно категорировать в следующие блоки, которые приведены ниже.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ТЕРМИНА «СОБРАНИЕ»

До 01.07.2021 терминологический аппарат ГК РФ использовал термин «собрание» для описания разнонаправленных категорий. Под собранием понимался сам коллектив гражданско-правового сообщества («собрание собственников помещений»), некий результат волеизъявления членов такого сообщества (решение собрания в форме протокола) и конкретизация очного характера собрания («в собрании участвовало»).

В этой связи с 01.07.2021 для обозначения очного присутствия участников гражданско-правового сообщества, в том числе дистанционного, используется термин «заседание» вместо термина «собрание». В остальной части термин «собрание» используется в устоявшемся значении.

Данное изменение носит отчасти теоретический характер, но позволяет исключить терминологическую путаницу и подчеркнуть, что проведение заседания с дистанционным участием без определения места его проведения осуществляется именно в очной, а не заочной форме.

ДИСТАНЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ЗАСЕДАНИЯ

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 181.2 ГК РФ члены гражданско-правового сообщества могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, позволяющие ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать.

Статья 181.2 ГК РФ не конкретизирует четко технические средства, которые могут использоваться при проведении дистанционных заседаний. На практике обычно используются следующие способы заполнения электронного бюллетеня:

  • на сайте общества в сети Интернет;
  • на сайте регистратора в сети Интернет;
  • на сайте центрального депозитария в сети Интернет.

Перечисленные выше или иные технические средства должны быть предусмотрены законом, уставом или единогласным решением участников гражданско-правового сообщества.

В отличие от ранее разрабатываемых законопроектов, новые правила проведения дистанционных собраний распространяются на все виды корпоративных организаций, в том числе на некоммерческие корпоративные организации (ассоциации, общественные организации и проч.).

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКВИЗИТАМ ПРОТОКОЛА

С 01.07.2021 из ГК РФ исключены требования к протоколу заочного голосования (ранее — п. 5 ст. 181.2 ГК РФ). Вместо этого в п. 4 ст. 181.2 ГК РФ закреплены единые требования к протоколу как очного заседания, так и заочного голосования. Немаловажным является исключение места проведения заседания в качестве обязательного реквизита протокола.

До недавнего времени необходимость указания места проведения заседания являлась одним из препятствий развития института дистанционного проведения заседания. Последнее связано с правом акционера присутствовать на собрании лично, несмотря на проведение дистанционного голосования.

Внесение изменений в ГК РФ призвано решить эту проблему и предоставить возможность проведения заседаний без физического присутствия акционеров/участников только в дистанционном формате.

Пункт 3 ст. 181.2 ГК РФ в новой редакции предусматривает, что проведение заседания/результаты заочного голосования подтверждаются протоколом в письменной форме, который может составляться с помощью электронных либо иных технических средств.

Закон, единогласное решение участников гражданско-правового сообщества или устав могут содержать иной способ такого подтверждения, кроме протокола. Разработчики изменений в ГК РФ в пояснительной записке указывают, что таким способом является в том числе аудиовизуальное фиксирование хода заседания. При таком ином способе фиксации должно обеспечиваться хранение и воспроизведение в неизменном виде сведений, которые должны быть указаны в протоколе (подп. 1–6 п. 4 ст. 181.2 ГК РФ).

В настоящее время перспективы использования такого аудиовизуального способа подтверждения неясны.

Судебная практика и регулирующие органы должны будут найти ответ на вопрос: можно ли фиксировать результаты голосования и иные необходимые вопросы путем их отображения на экране или аналогичным способом, как будет в таком случае обеспечиваться их воспроизведение в неизменном виде.

СООТНОШЕНИЕ ГК РФ С ЗАКОНАМИ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Согласно п. 1 ст. 181.1 ГК РФ правила, предусмотренные главой 9.1 ГК РФ «Решения собраний» применяются, если иное не предусмотрено законом.

В законодательство о хозяйственных обществах изменения в связи с проведением заседаний в дистанционной форме не вносились. Несмотря на то, что нормы ГК РФ о дистанционных собраниях «старше» норм законодательства о хозяйственных обществах в силу принципа “Lex posterior derogat priori“, на практике мы видим существенные сложности применения обновленной редакции главы 9.1 ГК РФ в таком толковании судами.

Так, пункт 2 ст. 52 ФЗ об АО, п. 3.1 Положения предусматривают указание в сообщении о проведении общего собрания акционеров места проведения такого собрания. Пункт 2 ст. 36 Закона об ООО содержит аналогичное требование об обязательном указании места проведения общего собрания участников в уведомлении о созыве общего собрания участников.

Таким образом, до внесения изменений в законы о хозяйствующих обществах формально нельзя исключить указание на место проведения заседания, то есть проведение заседания без определения места его проведения в настоящее время затруднительно.

Вместе с тем внесение изменений в ГК РФ в части дистанционных заседаний затрагивает деятельность множества некоммерческих корпоративных организаций, специальные законы о регулировании деятельности которых, как правило, не содержат требований к проведению дистанционных заседаний. Следовательно, в этой части проведение дистанционных собраний будет упрощено.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
  1. Возможность проведения заседаний с использованием электронных или технических средств допускалась задолго до 01.07.2021, однако не получила широкого распространения в обороте и корпоративной практике. Исключение из ГК РФ требования об указании в протоколе места проведения заседания и новые требования к составлению протокола призваны сделать режим дистанционных заседаний популярней для корпораций.
  2. Значительной части компаний необходимо будет менять устав для закрепления возможности участия в заседании дистанционно, так как закрепление данного порядка решением участника гражданско-правового сообщества требует единогласия. С одной стороны, необходимость закрепления такого порядка в уставе создает дополнительные сложности для компании, с другой стороны, позволяет акционерам/участникам исходить из неизменности порядка голосования на заседаниях без внесения изменений в устав.
  3. Отсутствие комплексных изменений законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью не позволяет эмитентам планировать в долгосрочной перспективе риски проведения дистанционных собраний, а инфраструктура и участники гражданского оборота могут быть не готовы к новому порядку дистанционных заседаний в отсутствие специального законодательства.

Примечания:
  1. Прим.: так как законы о хозяйственных обществах не приведены в соответствие с новой редакцией ГК РФ, в тексте используется как термин «собрание», так и термин «заседание».
  2. https://www.e-vote.ru/.
  3. Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления».
  4. Информационное письмо Банка России от 08.06.2017 № ИН-06-28/27 «О некоторых вопросах порядка подготовки общего собрания акционеров».
  5. Информационное письмо Банка России от 03.04.2020 № ИН-06-28/48 «О проведении общих собраний акционеров в 2020 году».
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
  7. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.07.2019 по делу № А60-44699/2018.
  8. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.03.2016 по делу № А57-10122/2015.
  9. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» в части создания возможности проведения общих собраний акционеров в форме собрания путем совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий без определения места проведения». Подробный анализ данного законопроекта см. Шиткина И.С., Севеева К.В. Очные собрания в дистанционном порядке // Законодательство. — 2020. — № 11. — С. 11–20.
  10. Законопроект № 1059849-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».