Дистанционное участие в общих собраниях: новые реалии vs. легализация практически устоявшихся подходов

Использование информационных и телекоммуникационных технологий в рамках проведения корпоративных процедур не является новшеством в российских правовых реалиях. Соответствующие поправки вносились в нормативные акты, регулирующие деятельность корпораций, равно как и в иные законы (например, Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
По состоянию на 2015–2017 гг. использование технических средств для участия в проведении корпоративных собраний являлось в большей степени редкостью, несмотря на то что ознакомление с материалами к собраниям1 уже в те годы происходило в том числе удаленно. Возможностью голосования на сайте2 электронного голосования Национального расчетного депозитария пользуются только наиболее крупные эмитенты — публичные компании.
Причина нераспространенности данного явления лежит в плоскости, с одной стороны, монетарной и технической, тем не менее крупные регистраторы предоставляют своим акционерам необходимые технические возможности для того, чтобы осуществлять голосование электронно. С другой стороны, вопрос, скорее, затрагивает непосредственно законодательное регулирование и процесс внедрения новых сервисов в корпоративную жизнь, их гармоничное сосуществование и повышение привлекательности для акционеров. Последнее произошло в том числе уже в связи с независящими ни от кого обстоятельствами, настигшими гражданско-правовое сообщество в 2020 г. по причине пандемии новой коронавирусной инфекции, что еще раз обнажило рудиментарный и устаревший характер необходимости очного посещения собраний.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ СОБРАНИЙ ДО 01.07.2021
Банк России рекомендовал3 обществам еще в 2014 г. при наличии соответствующих технических условий создавать системы, позволяющие акционерам принимать участие в голосовании с помощью электронных средств. Обществу рекомендуется предусматривать возможность заполнения бюллетеня для голосования в электронной форме, например, через личный кабинет на сайте общества в сети Интернет при условии обеспечения достаточной надежности и защиты, а также однозначной идентификации (аутентификации) лиц, принимающих участие в собрании.
Далее Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» дополнил Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ об АО) положением о возможности при проведении общего собрания акционеров в форме собрания (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений) использования технологий, позволяющих обеспечить дистанционное участие в общем собрании акционеров, возможность обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, без присутствия в месте проведения общего собрания акционеров. Данное законоположение вступило в силу 01.07.2016.
Дополнительные требования к проведению общего собрания акционеров в очной и заочной форме содержатся в Положении Банка России от 16.11.2018 № 660-П «Об общих собраниях акционеров» (далее — Положение). Главой 4 данного Положения регламентированы дополнительные требования к порядку проведения общего собрания. В соответствии с п. 4.29 Положения датой проведения общего собрания, проводимого в форме заочного голосования, является дата окончания приема бюллетеней для голосования.
При определении кворума и подведении итогов заочного голосования следует учитывать бюллетени, поступившие до даты окончания их приема. При этом последним днем приема бюллетеней и заполнения их электронной формы на сайте является день, предшествующий дате окончания приема бюллетеней (п. 13 Письма Банка России от 27.05.2019 № 28-4-1/2816).
Пункт 6 Письма Банка России от 27.05.2019 указывает, что п. 4 ст. 60 ФЗ об АО предусматривает право включить в устав АО возможность заполнения электронной формы бюллетеней на сайте в сети Интернет, адрес которого указан в сообщении о проведении общего собрания акционеров.
При этом в качестве такого сайта может использоваться сайт АО, регистратора общества или центрального депозитария (п. 4.3 Положения). Исходя из п. 4.7 Положения, в случае если общее собрание проводится с возможностью заполнения электронной формы бюллетеней на сайте в сети Интернет, регистрация лиц, принимающих участие в общем собрании указанным способом, осуществляется на сайте, где заполняется электронная форма бюллетеня.
Пунктом 2 ст. 60 ФЗ об АО предусмотрено, что
Указанная норма возлагает на акционерное общество безусловную обязанность по направлению (вручению под роспись) акционерам бюллетеней для голосования на общем собрании и не предполагает возможность установления уставом или решением уполномоченного органа обязанности по совершению лицами, имеющими право на участие в общем собрании акционеров, дополнительных действий для получения ими бюллетеней»4.
ОБЩИЕ СОБРАНИЯ В УСЛОВИЯХ COVID-19
С 18.03.2020 вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2020 № 50-ФЗ «О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Указанный закон предусматривает возможность проведения заочного голосования по вопросам, указанным в п. 2 ст. 50 ФЗ об АО (то есть вопросы об избрании совета директоров, ревизионной комиссии общества, утверждении аудитора, а также вопросы утверждения бухгалтерской отчетности).
Тем самым очередные годовые собрания в 2020 г. могли быть проведены и проводились в заочной форме.
Таким образом, Банк России рекомендовал5 акционерным обществам при подготовке к проведению годового общего собрания назначать годовые общие собрания акционеров, дополнительно оценивая текущие обстоятельства при выборе формы собрания, а АО, которые ранее приняли решение о проведении в 2020 году общего собрания акционеров (как годового, так и внеочередного) в очной форме, — рассмотреть целесообразность смены формы годового общего собрания на заочную.
При этом Банк России указывает, что изменение формы общего собрания акционеров на заочную допустимо только, если решение о таком изменении формы проведения собрания принято тем же органом, что и изначальное решение о созыве общего собрания, а также акционеров надлежит незамедлительно уведомить о таком изменении.
В письме Банк России прямо рекомендует использовать любую из форм волеизъявления, которая позволит сделать это дистанционно (направить заполненный бюллетень для голосования, заполнить электронную форму бюллетеня на сайте в сети Интернет, направить сообщение о волеизъявлении через депозитарий и пр.).
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА ГОЛОСОВАНИЯ
Согласно п. 105 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 256 решения собраний могут приниматься посредством очного или заочного голосования (п. 1 ст. 181.2 ГК РФ).
Если специальным законодательством не предусмотрены особые требования к форме проведения голосования, участниками гражданско-правового сообщества такие требования также не устанавливались (в частности, порядок проведения собрания не определен в уставе), то голосование может проводиться как в очной, так и в заочной или смешанной (очно-заочной) форме.
Соответственно, высшая судебная инстанция исходит из отсутствия необходимости в прямом урегулировании порядка проведения заочного голосования в каком-либо внутреннем документе общества (п. 2 ст. 38 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»), тем не менее существует много практических примеров, когда миноритарии пользовались указанным поводом для оспаривания решений общих собраний, и суды их поддерживали.
C одной стороны, присутствует практика, где суд прямо указывал на отсутствие
однако при этом суды часто учитывают соблюдение порядка созыва и уведомления участников, а также тот факт, что число голосов истцов не оказало бы влияния на исход голосования, и в таких ситуациях оставляют решения в силе.
С другой стороны, есть практика, где суды не допускают отсутствие установленного порядка заочного голосования в локальном акте либо уставе общества и указывают, что отсутствие внутреннего документа, который определяет процедуру проведения общего собрания участников путем заочного голосования,
НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Внесение изменений в законодательство о порядке проведения дистанционных заседаний участников гражданско-правовых сообществ было опосредовано рядом законопроектов.
Ранее Минэкономразвития 01.09.2020 был разработан проект федерального закона об онлайн-голосовании на общих собраниях акционеров9. Данный проект предусматривал регулирование порядка проведения дистанционных собраний только для акционерных обществ, в том числе без определения физического места проведения собрания.
Также проектом федерального закона предлагалось переложить на акционеров риск неполучения бюллетеней вследствие отсутствия электронной почты акционеров в анкетах зарегистрированных лиц. Проект федерального закона прошел процедуры оценки регулирующего воздействия и общественного обсуждения, но не получил дальнейшего движения и не был внесен в Государственную Думу.
Позднее депутатом Государственной Думы В.М. Резником был внесен 20.11.2020 Законопроект в части совершенствования формы проведения общего собрания10.
Законопроект также предполагал проведение собраний в дистанционном формате, в том числе предполагалось закрепить регулирование по порядку направления электронных бюллетеней, приобщения записи видеотрансляции онлайн-собрания к протоколу общего собрания. На наш взгляд, этот законопроект не получил развития и направлялся на доработку в связи с наличием положений о так называемых «потерянных акционерах» в части права эмитента не выплачивать дивиденды акционерам, сведения о которых отсутствуют у эмитента, при соблюдении ряда условий.
В конечном итоге был принят совершенно иной закон о дистанционных заседаниях, разработанный Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства — Федеральный закон от 28.06.2021 № 225-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации». Этот Федеральный закон вступил в силу 01.07.2021.
Внесенные изменения в ГК РФ можно категорировать в следующие блоки, которые приведены ниже.
ИСКЛЮЧЕНИЕ ТЕРМИНА «СОБРАНИЕ»
До 01.07.2021 терминологический аппарат ГК РФ использовал термин «собрание» для описания разнонаправленных категорий. Под собранием понимался сам коллектив гражданско-правового сообщества («собрание собственников помещений»), некий результат волеизъявления членов такого сообщества (решение собрания в форме протокола) и конкретизация очного характера собрания («в собрании участвовало»).
В этой связи с 01.07.2021 для обозначения очного присутствия участников гражданско-правового сообщества, в том числе дистанционного, используется термин «заседание» вместо термина «собрание». В остальной части термин «собрание» используется в устоявшемся значении.
Данное изменение носит отчасти теоретический характер, но позволяет исключить терминологическую путаницу и подчеркнуть, что проведение заседания с дистанционным участием без определения места его проведения осуществляется именно в очной, а не заочной форме.
ДИСТАНЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ЗАСЕДАНИЯ
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 181.2 ГК РФ члены гражданско-правового сообщества могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, позволяющие ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать.
Статья 181.2 ГК РФ не конкретизирует четко технические средства, которые могут использоваться при проведении дистанционных заседаний. На практике обычно используются следующие способы заполнения электронного бюллетеня:
- на сайте общества в сети Интернет;
- на сайте регистратора в сети Интернет;
- на сайте центрального депозитария в сети Интернет.
Перечисленные выше или иные технические средства должны быть предусмотрены законом, уставом или единогласным решением участников гражданско-правового сообщества.
В отличие от ранее разрабатываемых законопроектов, новые правила проведения дистанционных собраний распространяются на все виды корпоративных организаций, в том числе на некоммерческие корпоративные организации (ассоциации, общественные организации и проч.).
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКВИЗИТАМ ПРОТОКОЛА
С 01.07.2021 из ГК РФ исключены требования к протоколу заочного голосования (ранее — п. 5 ст. 181.2 ГК РФ). Вместо этого в п. 4 ст. 181.2 ГК РФ закреплены единые требования к протоколу как очного заседания, так и заочного голосования. Немаловажным является исключение места проведения заседания в качестве обязательного реквизита протокола.
До недавнего времени необходимость указания места проведения заседания являлась одним из препятствий развития института дистанционного проведения заседания. Последнее связано с правом акционера присутствовать на собрании лично, несмотря на проведение дистанционного голосования.
Внесение изменений в ГК РФ призвано решить эту проблему и предоставить возможность проведения заседаний без физического присутствия акционеров/участников только в дистанционном формате.
Пункт 3 ст. 181.2 ГК РФ в новой редакции предусматривает, что проведение заседания/результаты заочного голосования подтверждаются протоколом в письменной форме, который может составляться с помощью электронных либо иных технических средств.
Закон, единогласное решение участников гражданско-правового сообщества или устав могут содержать иной способ такого подтверждения, кроме протокола. Разработчики изменений в ГК РФ в пояснительной записке указывают, что таким способом является в том числе аудиовизуальное фиксирование хода заседания. При таком ином способе фиксации должно обеспечиваться хранение и воспроизведение в неизменном виде сведений, которые должны быть указаны в протоколе (подп. 1–6 п. 4 ст. 181.2 ГК РФ).
В настоящее время перспективы использования такого аудиовизуального способа подтверждения неясны.
Судебная практика и регулирующие органы должны будут найти ответ на вопрос: можно ли фиксировать результаты голосования и иные необходимые вопросы путем их отображения на экране или аналогичным способом, как будет в таком случае обеспечиваться их воспроизведение в неизменном виде.
СООТНОШЕНИЕ ГК РФ С ЗАКОНАМИ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Согласно п. 1 ст. 181.1 ГК РФ правила, предусмотренные главой 9.1 ГК РФ «Решения собраний» применяются, если иное не предусмотрено законом.
В законодательство о хозяйственных обществах изменения в связи с проведением заседаний в дистанционной форме не вносились. Несмотря на то, что нормы ГК РФ о дистанционных собраниях «старше» норм законодательства о хозяйственных обществах в силу принципа “Lex posterior derogat priori“, на практике мы видим существенные сложности применения обновленной редакции главы 9.1 ГК РФ в таком толковании судами.
Так, пункт 2 ст. 52 ФЗ об АО, п. 3.1 Положения предусматривают указание в сообщении о проведении общего собрания акционеров места проведения такого собрания. Пункт 2 ст. 36 Закона об ООО содержит аналогичное требование об обязательном указании места проведения общего собрания участников в уведомлении о созыве общего собрания участников.
Таким образом, до внесения изменений в законы о хозяйствующих обществах формально нельзя исключить указание на место проведения заседания, то есть проведение заседания без определения места его проведения в настоящее время затруднительно.
Вместе с тем внесение изменений в ГК РФ в части дистанционных заседаний затрагивает деятельность множества некоммерческих корпоративных организаций, специальные законы о регулировании деятельности которых, как правило, не содержат требований к проведению дистанционных заседаний. Следовательно, в этой части проведение дистанционных собраний будет упрощено.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
- Возможность проведения заседаний с использованием электронных или технических средств допускалась задолго до 01.07.2021, однако не получила широкого распространения в обороте и корпоративной практике. Исключение из ГК РФ требования об указании в протоколе места проведения заседания и новые требования к составлению протокола призваны сделать режим дистанционных заседаний популярней для корпораций.
- Значительной части компаний необходимо будет менять устав для закрепления возможности участия в заседании дистанционно, так как закрепление данного порядка решением участника гражданско-правового сообщества требует единогласия. С одной стороны, необходимость закрепления такого порядка в уставе создает дополнительные сложности для компании, с другой стороны, позволяет акционерам/участникам исходить из неизменности порядка голосования на заседаниях без внесения изменений в устав.
- Отсутствие комплексных изменений законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью не позволяет эмитентам планировать в долгосрочной перспективе риски проведения дистанционных собраний, а инфраструктура и участники гражданского оборота могут быть не готовы к новому порядку дистанционных заседаний в отсутствие специального законодательства.
Примечания:
- Прим.: так как законы о хозяйственных обществах не приведены в соответствие с новой редакцией ГК РФ, в тексте используется как термин «собрание», так и термин «заседание».
- https://www.e-vote.ru/.
- Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления».
- Информационное письмо Банка России от 08.06.2017 № ИН-06-28/27 «О некоторых вопросах порядка подготовки общего собрания акционеров».
- Информационное письмо Банка России от 03.04.2020 № ИН-06-28/48 «О проведении общих собраний акционеров в 2020 году».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.07.2019 по делу № А60-44699/2018.
- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.03.2016 по делу № А57-10122/2015.
- Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» в части создания возможности проведения общих собраний акционеров в форме собрания путем совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий без определения места проведения». Подробный анализ данного законопроекта см. Шиткина И.С., Севеева К.В. Очные собрания в дистанционном порядке // Законодательство. — 2020. — № 11. — С. 11–20.
- Законопроект № 1059849-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».