Вопросы определения статуса публичности акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Несмотря на то что с реформы ГК РФ прошло уже достаточно времени, отдельные правоприменительные вопросы все равно остались.
Возвращаясь к вопросам определения статуса публичности акционерных обществ, мы решили провести на страницах журнала дискуссию по следующей проблематике:
1. Как по вашему мнению, является ли достаточным основанием для признания публичным акционерного общества, созданного в процессе приватизации, отчуждение акций на открытых чековых и денежных аукционах, а также коммерческих конкурсах по продаже акций при приватизации?
2. Можно ли отождествлять понятия неограниченный круг лиц" и неопределенный круг лиц" в целях определения статуса публичности акционерного общества?
3. Можно ли считать реализацию акций на специализированных чековых и (или) денежных аукционах в процессе приватизации отчуждением акций неограниченному кругу лиц"?
Гармаев А.Г.
Руководитель Группы корпоративных проектов юридической фирмы VEGAS LEX
1. С позиций de lege ferenda этого точно не достаточно. Акционерные общества массово создавались путем приватизации подобным образом (или иным образом, предполагающим очень широкий круг первых акционеров) в 90-х гг., что можно было считать аналогом размещения акций по открытой подписке. Однако для многих из них особенности размещения первых акций скорее относятся к истории, чем к текущему положению. На сегодняшний день, несмотря на размещение акций на аукционах, многие акционерные общества фактически являются непубличными - их акции принадлежат нескольким акционерам и не обращаются на бирже (организованных торгах). Кроме того, известны случаи, когда по плану приватизации часть акций общества исторически размещалась на открытом аукционе единым лотом таким образом, что все такие акции приобретались одним лицом - победителем аукциона (например, это характерно для компаний группы Газпрома). Это, по сути, тоже непубличные общества с небольшим количеством акционеров, несмотря на то что изначально акции предлагались к покупке неограниченному кругу лиц.
Учитывая значительную разницу в регулировании публичных и непубличных обществ, предоставляющем акционерам непубличных обществ существенно большую свободу в определении корпоративных правил (в том числе в части совершения сделок с акциями, выпуска привилегированных акций, формирования компетенции собрания акционеров, заключения акционерных соглашений и т.п.), искусственное присвоение статуса публичных обществ указанного рода организациям является необоснованным ограничением.
Более справедливыми de lege ferenda выглядят такие критерии,... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.