Риски привлечения к уголовной ответственности топ-менеджеров компании
Ведение любого бизнеса всегда сопряжено с предпринимательским риском. Особенно в условиях постоянно меняющегося законодательства, отраслевых нормативов и стандартов, требований безопасности. Но бизнес сегодня, помимо риска потерять все, преследует угроза привлечения к юридической ответственности за очень широкий спектр нарушений. И, конечно же, с высокой планкой юридической ответственности уровень уголовно-правовых рисков не снижается, а наоборот, повышается с каждым годом, предъявляя все более жесткие требования к качеству принимаемых управленческих решений, необходимости качественно выстраивать внутренний комплаенс абсолютно всех бизнес-процессов.
На сегодняшний день уголовное законодательство России не содержит такого института, как уголовная ответственность юридических лиц. Это значит, что при выявлении признаков преступления следственные органы будут искать конкретное физическое лицо, ответственное за его совершение. И в данном контексте особое внимание следствия всегда приковано к руководителям высшего звена.
Так, за первую половину 2019 г. только МВД России выявило более 65 000 преступлений экономической направленности, в том числе 22 241 преступление, вытекающее из предпринимательской деятельности, что на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года1. При этом, с одной стороны, активность правоохранительных органов в экономической сфере растет, как и общая компетентность в квалификации экономических отношений, а с другой стороны, усложнение экономических отношений, системы сделок, корпоративной структуры не всегда находит релевантную оценку у правоприменителей.
Условно можно выделить три группы преступлений, ответственность за совершение которых традиционно приводит следователей к топ-менеджерам:
- хищения в различных формах;
- преступления в области экономических отношений;
- преступления в области соблюдения требований правил безопасности.
Хищения в различных формах
Представляется, что наибольшей опасностью для топ-менеджеров является обвинение в совершении мошенничества (ст. 159 УК РФ). Классическими случаями квалификации гражданско-правовых отношений признаются ситуации, когда компания заключает договор и получает по нему денежные средства, заведомо не имея ресурса и возможности исполнить принятые обязательства.
Между тем практика несколько расширяет этот подход, признавая не только случаи отсутствия возможности полностью предоставить встречное исполнение, но и любую его часть. Например, ООО Ромашки" обязуется поставить ООО Лютики" запасные части определенной номенклатуры в количестве 1000 единиц, за что получает предоплату в полном объем... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.