Оценка рисков корпоративной коррупции
Осенью 2019 г. Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации". Документ состоялся в составе пакета тематически связанных методических источников, посвященных противостоянию корпоративной коррупции1. В частности, в нем нашли свое место, по нашему убеждению, вполне своевременно и органично, такие материалы, как Принципы предупреждения коррупции в организациях", Меры по предупреждению коррупции в организациях", памятка Минтруда России Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование" и Карта коррупционных рисков организации: пример заполнения".
Отметим особо, что подготовка указанных выше материалов существенно расширяет и углубляет систему базовых подходов и конкретных советов компаниям в данном тематическом поле, реализованную Минтрудом в первом транше такого рода методических рекомендаций образца 2013 г.2, ныне резонно акцентируя внимание на вопросах фундаментальной профилактики корпоративной коррупции и приоритетной мобилизации соответствующих профессиональных ресурсов. Важно то, что Минтруд и шесть лет назад, и сейчас осуществляет подобную работу в соответствии со своими ключевыми целевыми установками3, тем самым активно поддерживая хорошо известные программные и организационные усилия ведущих предпринимательских ассоциаций России, разработавших в свое время Антикоррупционную хартию российского бизнеса".
Присутствует уверенность в том, что Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации" (далее - Рекомендации") представляют для практиков - руководителей, специалистов и консультантов компаний, специализирующихся на вопросах предупреждения активации изощренных схем корпоративного мошенничества и иных корыстных злоупотреблений, - наибольший сравнительный интерес. В этой связи полагаем возможным обратиться к тексту документа, привлекая внимание коллег как к его прикладным достоинствам, так и к некоторым особенностям подхода авторов, по нашему мнению, дающим разработчикам новых версий локальных нормативных актов в этой сфере внутрифирменного регулирования повод для определенных творческих размышлений.
АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗОН КОРРУПЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И АКЦЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработчики Рекомендаций" излагают в них, по сути, пошаговый регламент проведения такой работы. Первым из них предлагается считать сугубо предварительное определение наиболее коррупционноемких направлений деятельности организации.
Начинать оценку коррупционных рисков следует с потенциально наиболее коррупционноемких направлений деятельности и бизнес-процессов организации. К числу направлений деятельности, потенциально связанных с наиболее высокими коррупционными рисками, по мнению авторов документа, в первую очередь относятся следующие:
- закупка товаров и услуг для нужд организации;
- получение и сдача в аренду имущества;
- реализация имущества, в том числе непрофильных активов;
- любые функции, предполагающие финансирование организацией деятельности физических и юридических лиц (например, предоставление кредитов, спонсорской помощи и т.д.).
В качестве основного критерия дальнейшего ранжирования указанных направлений деятельности может использоваться объем финансовых средств, распределяемых в рамках того или иного бизнес-процесса.
Авторы обоснованно указывают на то, что коррупционные риски могут возникать и в процессах управления персоналом организации, в частности при распределении фондов оплаты труда и принятии решений о премировании работников.
Нельзя не согласиться с мнением разработчиков о том, что коррупционные риски могут возникать при реализации практически любого бизнес-процесса, причем как в связи с действиями работников организации, так и в связи с действиями привлекаемых организацией агентов, консультантов, дистрибьютеров и т.п.". Исходя из этого, даже в тех случаях, когда проводится предварительное ранжирование направлений деятельности в зависимости от потенциальных коррупционных рисков, целесообразно в конечном итоге провести оценку коррупционных рисков для всех направлений деятельности и бизнес-процессов организации.
По итогам предварительного ранжирования компаниям рекомендуется разделить все бизнес-процессы организации на несколько групп в зависимости от предполагаемой подверженности каждого бизнес-процесса коррупционным рискам, разработать и утвердить приказом руководителя организации календарный план проведения оценки коррупционных рисков.
Фаза подготовки к проведению оценки коррупционных рисков интерпретирована авторами Рекомендаций" в размере ответов на два вопроса. Кому поручать анализ? Что исследовать?
Ответ на первый вопрос. Оценка коррупционных рисков в организации может быть поручена как подразделению, ответственному за предупреждение коррупции, и владельцам оцениваемых бизнес-процессов", так и внешним экспертам, а равно специально созданной рабочей группе. При этом в ходе проведения оценки коррупционных рисков уполномоченными сотрудниками компании преимуществами являются их независимость от владельцев оцениваемых процессов и, как следствие, отсутствие личной заинтересованности в сокрытии возможных проблем, а также наличие у таких сотрудников компетенций по выявлению признаков коррупционн... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.
 Иванов Петр
 Иванов Петр 
 Ковалёв Вадим
 Ковалёв Вадим 
 Круглова Людмила
 Круглова Людмила 
 Вербицкий Владимир
 Вербицкий Владимир 
 Дворянинов Семен
 Дворянинов Семен 
 Волощенко Ксения
 Волощенко Ксения Михальчук Юлия
 Михальчук Юлия Брижик Екатерина
 Брижик Екатерина Лимаренко Никита
 Лимаренко Никита Бунина Наталья
 Бунина Наталья Коршакова Дарья
 Коршакова Дарья Таут Сергей
 Таут Сергей Зуев Василий
 Зуев Василий Волковой Дмитрий
 Волковой Дмитрий
 Волошина Светлана
 Волошина Светлана Масюк Никита
 Масюк Никита Березина Юлия
 Березина Юлия Пермякова Светлана
 Пермякова Светлана Евсегнеева Вера
 Евсегнеева Вера 