Оценка рисков корпоративной коррупции

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Осенью 2019 г. Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации". Документ состоялся в составе пакета тематически связанных методических источников, посвященных противостоянию корпоративной коррупции1. В частности, в нем нашли свое место, по нашему убеждению, вполне своевременно и органично, такие материалы, как Принципы предупреждения коррупции в организациях", Меры по предупреждению коррупции в организациях", памятка Минтруда России Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование" и Карта коррупционных рисков организации: пример заполнения".

Отметим особо, что подготовка указанных выше материалов существенно расширяет и углубляет систему базовых подходов и конкретных советов компаниям в данном тематическом поле, реализованную Минтрудом в первом транше такого рода методических рекомендаций образца 2013 г.2, ныне резонно акцентируя внимание на вопросах фундаментальной профилактики корпоративной коррупции и приоритетной мобилизации соответствующих профессиональных ресурсов. Важно то, что Минтруд и шесть лет назад, и сейчас осуществляет подобную работу в соответствии со своими ключевыми целевыми установками3, тем самым активно поддерживая хорошо известные программные и организационные усилия ведущих предпринимательских ассоциаций России, разработавших в свое время Антикоррупционную хартию российского бизнеса".

Присутствует уверенность в том, что Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации" (далее - Рекомендации") представляют для практиков - руководителей, специалистов и консультантов компаний, специализирующихся на вопросах предупреждения активации изощренных схем корпоративного мошенничества и иных корыстных злоупотреблений, - наибольший сравнительный интерес. В этой связи полагаем возможным обратиться к тексту документа, привлекая внимание коллег как к его прикладным достоинствам, так и к некоторым особенностям подхода авторов, по нашему мнению, дающим разработчикам новых версий локальных нормативных актов в этой сфере внутрифирменного регулирования повод для определенных творческих размышлений.

АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗОН КОРРУПЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И АКЦЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработчики Рекомендаций" излагают в них, по сути, пошаговый регламент проведения такой работы. Первым из них предлагается считать сугубо предварительное определение наиболее коррупционноемких направлений деятельности организации.

Начинать оценку коррупционных рисков следует с потенциально наиболее коррупционноемких направлений деятельности и бизнес-процессов организации. К числу направлений деятельности, потенциально связанных с наиболее высокими коррупционными рисками, по мнению авторов документа, в первую очередь относятся следующие:

  • закупка товаров и услуг для нужд организации;
  • получение и сдача в аренду имущества;
  • реализация имущества, в том числе непрофильных активов;
  • любые функции, предполагающие финансирование организацией деятельности физических и юридических лиц (например, предоставление кредитов, спонсорской помощи и т.д.).

В качестве основного критерия дальнейшего ранжирования указанных направлений деятельности может использоваться объем финансовых средств, распределяемых в рамках того или иного бизнес-процесса.

Авторы обоснованно указывают на то, что коррупционные риски могут возникать и в процессах управления персоналом организации, в частности при распределении фондов оплаты труда и принятии решений о премировании работников.

Нельзя не согласиться с мнением разработчиков о том, что коррупционные риски могут возникать при реализации практически любого бизнес-процесса, причем как в связи с действиями работников организации, так и в связи с действиями привлекаемых организацией агентов, консультантов, дистрибьютеров и т.п.". Исходя из этого, даже в тех случаях, когда проводится предварительное ранжирование направлений деятельности в зависимости от потенциальных коррупционных рисков, целесообразно в конечном итоге провести оценку коррупционных рисков для всех направлений деятельности и бизнес-процессов организации.

По итогам предварительного ранжирования компаниям рекомендуется разделить все бизнес-процессы организации на несколько групп в зависимости от предполагаемой подверженности каждого бизнес-процесса коррупционным рискам, разработать и утвердить приказом руководителя организации календарный план проведения оценки коррупционных рисков.

Фаза подготовки к проведению оценки коррупционных рисков интерпретирована авторами Рекомендаций" в размере ответов на два вопроса. Кому поручать анализ? Что исследовать?

Ответ на первый вопрос. Оценка коррупционных рисков в организации может быть поручена как подразделению, ответственному за предупреждение коррупции, и владельцам оцениваемых бизнес-процессов", так и внешним экспертам, а равно специально созданной рабочей группе. При этом в ходе проведения оценки коррупционных рисков уполномоченными сотрудниками компании преимуществами являются их независимость от владельцев оцениваемых процессов и, как следствие, отсутствие личной заинтересованности в сокрытии возможных проблем, а также наличие у таких сотрудников компетенций по выявлению признаков коррупционн... ✂