Эмиссия облигаций — альтернатива привлечению кредитных денежных средств?

Многим компаниям для развития своей финансово-хозяйственной деятельности требуется привлечение денежных средств. С этой целью одни оформляют кредиты, а другие осуществляют эмиссию облигаций. У каждого способа финансирования есть свои положительные и отрицательные стороны.

В данной публикации предлагается к рассмотрению процедура выпуска облигаций. Предварительно необходимо уточнить, что объектом данной статьи являются только корпоративные облигации со сроком погашения, размещаемые акционерными обществами, и не освещается вопрос эмиссии облигаций обществами с ограниченной ответственностью, кредитными организациями, брокерами, дилерами и специализированными финансовыми обществами.

Прежде вспомним, что такое облигация. Облигация (далее в рамках настоящей статьи также ценная бумага, эмиссионная ценная бумага) — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение в предусмотренный в ней срок от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. При соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон «О рынке ценных бумаг»), облигация может не предусматривать право ее владельца на получение ее номинальной стоимости в зависимости от наступления одного или нескольких указанных в ней обстоятельств. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение установленных в ней процентов либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт (подп. 11 п. 1 ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг»).

Как эмиссионные ценные бумаги, облигации закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением условий, установленных Законом «О рынке ценных бумаг», размещаются выпусками или дополнительными выпусками, имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг. Таким образом, облигация является активом, которым собственник вправе владеть и распоряжаться по своему усмотрению, например отчуждать каким-либо способом, отдавать в залог и т.д.

Приобретение облигаций их первыми владельцами осуществляется в процессе их размещения посредством открытой или закрытой подписки. Отличаются вышеназванные виды подписки возможностью предварительного определения круга лиц, среди которых такие облигации подлежат размещению, а именно: открытая подписка подразумевает возможность размещения ценных бумаг среди неопределенного круга лиц, в то время как при закрытой подписке такой круг лиц всегда должен быть определен заранее. Именно поэтому при определении вида подписки на размещаемые облигации необходимо принимать во внимание тип общества, осуществляющего эмиссию облигаций, а также возможность конвертации последних в акции эмитента.

РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЛИГАЦИЙ

Размещение облигаций, не конвертируемых в акции, может производиться и публичными, и непубличными АО, как по открытой, так и по закрытой подписке, так как в данном случае нет возможности изменения состава акционеров, потому что выпуск облигаций представляет собой лишь заем, который АО должно погасить в определенный срок.

Иная ситуация обстоит с эмиссией облигаций, конвертируемых в акции. Открытая подписка на такие облигации допускается только в публичных АО, а за... ✂