Восстановление корпоративного контроля: судебная практика

Восстановление корпоративного контроля как способ защиты гражданских прав было впервые закреплено на уровне российского законодательства в п. 17 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО). Позднее похожая норма появилась в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) в результате вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ.

Впервые в правоприменительной практике понятие восстановления корпоративного контроля было использовано именно Высшим арбитражным судом Российской Федерации (далее — ВАС РФ) в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 № 1176/08 по делу № А14-14857/2004-571/21, где суд выделил восстановление корпоративного контроля как разновидность способа защиты гражданских прав из ст. 12 ГК РФ. В связи с тем, что регулирование восстановления корпоративного контроля крайне ограничено и не лишено пробелов, многие возникающие на практике вопросы подлежали разрешению судами через толкование и применение действующего законодательства.

КОСВЕННЫЙ ИСК В ДЕЛАХ О ВОССТАНОВЛЕНИИ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с п. 3 ст. 65.2 ГК РФ правом заявления иска о восстановлении корпоративного контроля обладает участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц права участия в ней. Буквальное толкование данной нормы не допускает предъявления такого иска участниками или бенефициарами лица, утратившего долю. Тем не менее на практике может возникать ситуация, когда кредиторы/бенефициары или миноритарные участники компании могут иметь интерес в предъявлении таких требований в пользу компании.

Так, предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации (да... ✂