В России начал работу центр корпоративной информации

19 июля 2016 года вступило в силу Положение о перечне информации, связанной с осуществлением прав по ценным бумагам, предоставляемой эмитентами центральному депозитарию, порядке и сроках ее предоставления, а также о требованиях к порядку предоставления центральным депозитарием доступа к такой информации[1] (далее - Положение). Указанное Положение разработано на основании новой статьи 30.3 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ О рынке ценных бумаг" (далее - ФЗ О РЦБ), вступившей в силу 01.07.2016 г.

Правила, установленные статьей 30.3 ФЗ О РЦБ и получившие свое развитие в Положении, являются очередным этапом реформы корпоративных действий и предусматривают создание в России единого источника информации о корпоративных действиях российских эмитентов. Статус единого источника информации о корпоративных действиях, данные которого имеют приоритет, закреплен за центральным депозитарием.

Положение распространяет свое действие на эмитентов, в реестре владельцев ценных бумаг которых открыт лицевой счет номинального держателя - центрального депозитария, либо на эмитентов, для которых центральный депозитарий является лицом, осуществляющим обязательное централизованное хранение облигаций. Иные эмитенты также вправе по своему желанию распространять информацию через центр корпоративной информации центрального депозитария на основании заключенного с ними договора.

Информация о корпоративных действиях предоставляется эмитентом или уполномоченным им лицом, в том числе регистратором, в электронной форме по установленным центральным депозитарием форматам и правилам электронного взаимодействия. Плата за предоставление информации, связанной с осуществлением прав по ценным бумагам, не взимается.

Эмитент обязан предоставить центральному депозитарию информацию, связанную с осуществлением следующих прав по акциям эмитента:

1) права на участие в общем собрании акционеров эмитента;

2) преимущественного права приобретения размещаемых дополнительных акций эмитента и эмиссионных ценных бумаг эмитента, конвертируемых в его акции;

3) права на получение акций эмитента при их размещении посредством конвертации или распределения среди акционеров;

4) права продать акции эмитенту, которым приобретаются в целях сокращения их общего количества;

5) права требовать выкупа акций эмитентом;

6) права продать акции лицу, сделавшему добровольное или обязательное предложение о приобретении таких акций;

7) права требовать выкупа акций лицом, которое приобрело более 95% акций публичного общества по требованию их владельцев;

8) права лица, которое стало владельцем более 95% акций публичного общества, выкупить у остальных акционеров, а также у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, указанные ценные бумаги;

9) права на получение объявленных дивидендов;

10) права на получение информации.

Положение также содержит требования к порядку предоставления центральным депозитарием доступа к информации, связанной с осуществлением прав по ценным бумагам.

Центральный депозитарий обеспечивает доступ всем участникам рынка к указанной информации, в том числе с использованием специального раздела официального сайта центрального депозитария в сети Интернет.

Как объяснил Сергей Берневега, управляющий директор по работе с корпоративной информацией НРД[2], до принятия Положения № 546-П:


  • в России не было единого официального ресурса, предоставляющего полную и достоверную информацию всем заинтересованным лицам о деятельности эмитентов, паевых инвестиционных фондов, фондов ипотечного покрытия, а также об участниках рынка ценных бумаг;
  • информация, если и предоставлялась, была в неструктурированном виде;
  • множественность поставщиков информации требовала чрезмерного расходования времени, сил - одним словом, ресурсов на ее поиск, сопоставление и, главное, проверку и выверку;
  • найденная информация не позволяла владельцам ценных бумаг сделать какие-либо суждения или принять инвестиционные решения, так как сроки и порядок предоставления необходимой для этого информации (материалов, документов) не был единым (иногда она предоставлялась по местонахождению эмитента, что неудобно для владельцев ценных бумаг).

Введенные изменения, по словам Сергея Берневеги, позволят нивелировать все выше перечисленные проблемы, а также решить технологические вопросы, связанные с предоставлением эмитентами материалов и документов в электронном виде, которые в некоторых случаях достигают больших объемов (до 300 МБайт), что затруднительно передать по электронным каналам связи.

Следует принимать во внимание, что в случае расхождения между информацией, доступ к которой обеспечивается центральным депозитарием в соответствии со статьей 30.3 главы 7.1 ФЗ о РЦБ, и информацией, раскрытой в соответствии с ФЗ о РЦБ и другими федеральными законами, приоритет имеет информация, доступ к которой обеспечивается центральным депозитарием. Данное положение имеет для участников рынка большое значение, так как при получении информации от центрального депозитария ее не нужно будет проверять или сверять, как это происходит сейчас.

Информация может быть предоставлена центральным депозитарием как в виде электронного сообщения, так и на сайте, но только клиентам центрального депозитария.

В любом случае, несмотря на наличие у информации, которую предоставляет центральный депозитарий, высокого статуса, возникает вопрос, а как депозитарий будет обеспечивать ее целостность и что делается для предотвращения ее искажения?

Сергей Берневега в связи с этим обращает внимание на несколько аспектов - технологических и юридических. К юридическим факторам, по его мнению, необходимо отнести то, что согласно пункту 6 статьи 30.3 главы 7.1 ФЗ о РЦБ информация предоставляется центральному депозитарию в электронной форме. При этом правила взаимодействия, в том числе форматы электронных документов, устанавливаются центральным депозитарием. Последний для обмена электронными документами в процессе проведения корпоративных действий использует международный стандарт электронных сообщений ISO 20022, что обеспечивает автоматическую обработку информации в режиме STP. Сообщения могут быть трансформированы в любые другие форматы, которыми обмениваются участники рынка в своей работе, в том числе в форматы сообщений ISO 15022. Принимая во внимание тот факт, что участникам рынка, которые раньше не сталкивались с международными стандартами, может быть сложно подготовить такой электронный документ, центральный депозитарий разрабатывает для них WEB-кабинет НРДирект. Он позволит формировать электронные документы (сообщения) в соответствии с общепринятым стандартом ISO 20022 без необходимости изучения механизмов их заполнения, так как в НРДиректе используется мастер создания корпоративного действия - единообразный интерфейс для создания сообщений, интуитивно понятный пользователю.

Вместе с тем центральный депозитарий развивает и поддерживает другие каналы связи, такие как WEB-сервис, SWIFT (с использованием в нем ISO 15022). Все это позволяет говорить, что полученная от эмитента информация в стандарте ISO 20022 будет передана в неизменном состоянии участникам рынка - депонентам центрального депозитария.

Такой подход, по словам Сергея Берневеги, позволяет обеспечить участников рынка не только единой информацией, но и решить ряд технологических вопросов. Эмитент в соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах" обязан направить материалы, подлежащие предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, через зарегистрированного в реестре номинального держателя в электронной форме (в форме электронных документов, подписанных электронной подписью). Номинальный держатель обязан довести до сведения своих депонентов такую информацию. При реализации данной нормы участники рынка столкнулись с ситуацией, когда объем передаваемой информации очень велик и передать в отсканированном виде документы не представляется возможным. Разместить материалы в открытом доступе в Интернете нельзя из-за наличия в них конфиденциальной информации, и, главное, эта информация адресована не широкому кругу лиц, а только тем, кто имеет право на участие в общем собрании.

Решая этот технологический вопрос, центральный депозитарий обеспечил эмитентов возможностью передачи большого объема информации по электронным каналам связи в центральный депозитарий. После чего данная информация помещается в закрытую часть Интернета, доступ к которой возможен только по специальной ссылке, которая передается центральным депозитарием при информировании участников рынка о корпоративном действии.

Таким образом, нормы главы 7.1 ФЗ о РЦБ и положение на рынке ценных бумаг центрального депозитария, который обязан использовать электронные каналы связи при взаимодействии с участниками рынка, позволяют реализовать технологию оперативного формирования и распространения информации о корпоративных действиях в структурированном формате.

По мнению эксперта, рассматривая вопрос о соотношении информации, размещенной в существенных фактах, и той, что получает центральный депозитарий, необходимо обратить внимание на разные задачи, которые при этом решаются. Сущфакты направлены на раскрытие информации, которая может повлиять на стоимость активов и адресована неограниченному кругу лиц. Информация, предоставленная центральному депозитарию, направлена на реализацию владельцами ценных бумаг прав и сопровождения этих прав участниками рынка, которые теперь участвуют в корпоративных действиях. Так, депозитарии по ряду корпоративных действий обязаны обеспечить права своих клиентов в действиях, в которых осуществляется движение денежных средств и ценных бумаг.

Отсутствие этой информации (достоверной, полной и своевременной) не позволило бы участникам рынка в полном объеме оказывать услуги, так как они бы были вынуждены ее получать из разных источников и верифицировать.



[1] Положение № 546-П утверждено Банком России 01.06.2016 г.

[2] НРД выполняет функции центрального депозитария.