Санкции в финансовой сфере и структурирование корпоративных и гражданско-правовых сделок

В связи с событиями на Украине (от проведения референдума о статусе Крыма до признания Российской Федерацией независимости ЛНР и ДНР1, а также ввиду проведения ВС РФ специальной военной операции на территории Украины) рядом зарубежных стран с 2014 г. (среди которых: США, ЕС, Великобритания и др.) в отношении Российской Федерации были введены ограничительные экономические меры (далее — Санкции).

Санкции непосредственным образом оказали влияние на логистические цепочки, движение денежных средств, а также иные аспекты деятельности не только публично-правовых образований, но и частных участников мирового финансового рынка, вынужденных приспосабливаться к новой реальности ведения делового оборота, изменяя структуру своих корпоративных и договорных связей.

Настоящая статья представляет собой обзор отдельных ограничений, действующих в финансовой сфере, а также является попыткой проанализировать используемые пути и способы реструктуризации корпоративных и гражданско-правовых сделок, позволяющие потенциально снизить риски неблагоприятных последствий, связанных с применением Санкций к договорным и корпоративным отношениям.

ОБЗОР ОТДЕЛЬНЫХ САНКЦИЙ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

США

1. Блокирующие Санкции США

Американские блокирующие Санкции реализуются путем внесения различных лиц в так называемый Список SDN2 (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List). Внесение физических и юридических лиц в Список SDN означает запрет американским лицам участвовать в любых сделках с такими физическими и юридическими лицами. При этом на американских лицах лежит обязанность блокировать любые активы лиц, включенных в Список SDN3.

Кроме того, из вышеуказанного запрета прямо проистекает невозможность осуществления лицами из Списка SDN любых операций в долларах США, поскольку проведение банками каких-либо операций по корреспондентским счетам в интересах таких лиц также становится неправомерным.

Важно также отметить, что денежные средства, полученные американскими компаниями от несанкционных лиц, использующих счета или банковские карты кредитных организаций, включенных в Список SDN, также могут быть заблокированы. При этом такие денежные средства блокируются, даже будучи смешанными с денежными средствами от источников, не являющихся объектом каких-либо американских Санкций. Американские компании — получатели денежных средств с использованием счетов и банковских карт кредитных организаций, включенных в Список SDN, рискуют быть привлеченными к ответственности4.

На данный момент подобные ограничения были введены в отношении крупнейших российских банков (ПАО Сбербанк, ПАО «Банк ВТБ», ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Промсвязьбанк», ВЭБ.РФ и др.), что препятсвует осуществлению кредитных, валютных и финансовых операций на мировых рынках и заставляет их контрагентов выбирать иных партнеров для осуществления внешнеторговых сделок.

2. Секторальные Санкции США

Секторальные Санкции США представляют собой комплекс ограничительных экономических мер, введенных в отношении лиц из определенных секторов экономики РФ. Указанные лица сгруппированы в специальном Списке SSI (Sectoral Sanctions Identifications List), который также администрируется OFAC. Критерий 50% применяется в секторальных Санкциях по аналогии с блокирующими Санкциями.

В отношении российских лиц, осуществляющих свою деятельность в энергетическом, финансовом и оборонном секторах российской экономики, секторальные Санкции США выражаются в запрете американским лицам:

  • совершать операции с долговыми инструментами российских лиц, срок погашения которых не превышает 14 дней (для финансового сектора и некоторых иных компаний)5 или 60 дней (для энергетического сектора)6;
  • осуществлять новые инвестиции в любые с... ✂