Как защитить активы в период санкций: дорожная карта для бизнеса
Ведение бизнеса всегда было сопряжено с рисками, однако в 2022 году существенность и разнообразие таких рисков значительно возросли — многие российские компании прикладывают значительные усилия для отбора контрагентов, контроля цепочек поставок, мониторинга ежедневных изменений законодательства при активном участии комплаенс-менеджеров.
В данной дорожной карте мы обратим внимание на основные факторы, которые целесообразно учитывать компаниям, как иностранным, так и российским, в текущих реалиях:
- анализ текущего регулирования;
- минимизацию санкционных рисков: работу с контрагентами и банками;
- защиту экономических позиций: диверсификацию активов;
- корпоративные изменения в деятельности компании.
Выделим основные тенденции, которые, на наш взгляд, преобладают на современном рынке и позволяют, в той или иной степени, по‑отдельности или в грамотном сочетании друг с другом, обеспечить защиту активов компаний в зависимости от направлений хозяйственной деятельности, корпоративной структуры и иных особенностей:
- постановка на контроль отслеживания изменений текущего регулирования;
- изменение цепочки поставок, подготовка альтернативных вариантов;
- введение отдельного департамента комплаенса или должности комплаенс-менеджера;
- изменение бизнес-структуры, в том числе реорганизация бизнеса (при необходимости).
АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Беспрецедентно активное развитие нормативно-правового регулирования в сфере ограничительных мер и в иных областях, связанных с текущей ситуацией, как в России, так и за рубежом обуславливает необходимость постановки на контроль изменений, которые могут коснуться компаний даже в случае, если они не занимаются внешнеэкономической деятельностью (например, как в случае моратория на банкротство1). Особенно актуальным может быть отслеживание регулирования в таких сферах, как:
- регулирование ограничительных мер в России и иностранных юрисдикциях:
- для общего понимания возможности и условий сотрудничества с контрагентами, в том числе банками, в различных юрисдикциях;
- для установления нормативно-правовых требований, применимых к условиям сделок, в частности, влияющих на возможность и целесообразность включения в них определенных условий (например, в части санкционных оговорок); а также
- для отслеживания регулирования в части необходимости согласования сделок (получения разрешений на сделки) — согласование заключаемых договоров на уровне государственных органов (при необходимости получение разрешения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее — Правкомиссия)2);
- банковское регулирование — какие расчеты с контрагентами возможны, в какой валюте и что может запросить банк для проведения платежа, какие операции могут быть рассмотрены как подозрительные и по каким критериям клиенты банка относятся к группам риска;
- таможенное регулирование — пров... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.