Выкупная цена акций народного предприятия: специфика определения

8 июл - 09:24
8 июл - 09:27

Фабула спора. Бывшие работники и акционеры народного предприятия (ЗАО) заявили иск о признании недействительным решения наблюдательного совета предприятия об утверждении выкупной стоимости акций. Три арбитражные инстанции в удовлетворении требований отказали. Однако с ними в предварительном порядке не согласилась высшая судебная инстанция.

Фрагменты Определения ВС РФ от 26 июня 2025 года по делу № А05-12654/2023

«Заявитель кассационной жалобы полагает неправомерным произведенный предприятием расчет выкупной стоимости акций исходя из стоимости его чистых активов, определенной по данным бухгалтерского учета, считая необходимым определять стоимость чистых активов, исходя из рыночной стоимости имущества (в первую очередь – основных средств). // Однако суд первой инстанции отказал истцам в истребовании сведений о составе и характеристиках имущества предприятия, переоценка основных средств которого не производилась с момента его создания до 30 июня 2023 г., и в назначении соответствующей судебной экспертизы.

Заявитель кассационной жалобы считает неправомерными выводы судов о том, что акционерам-работникам народных предприятий, в отличие от участников коммерческих корпораций, не предоставлено право оспаривать выкупную стоимость акций по мотиву ее несоответствия действительной (рыночной) стоимости имущества корпорации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера, а уволившийся работник-акционер обязан продать народному предприятию принадлежащие ему акции народного предприятия по их выкупной стоимости в течение трех месяцев с даты увольнения.

Выкупная стоимость всех акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров, при этом указанная стоимость не должна составлять менее 30 процентов стоимости чистых активов народного предприятия и должна, как правило, соответствовать их рыночной стоимости (пункт 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

Таким образом, расчет стоимости чистых активов только из данных бухгалтерского учета нарушает права бывших работников-акционеров на получение справедливой компенсации».

 «… Доводы заявителя кассационной жалобы о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита его нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, заслуживают внимания /…/».   


Корпконфликты

Осипенко Олег Д.э.н., профессор, генеральный директор консалтинговой компании "Ринкон-гамма", руководитель Центра корпоративной конфликтологии МФПУ «Синергия»; эксперт по вопросам совершенствования корпоративного управления, формирования и реструктурирования холдингов, корпоративного контроля, защиты компаний от недружественного поглощения и корпоративного шантажа, противодействия корпоративной коррупции (32-летний опыт управленческого и юридического консалтинга). Практикующий юрист (в том числе личное участие в ряде «громких» кейсов в порядке корпоративной защиты в арбитражных и административных процессах в качестве представителя обороняющейся компании). Автор более 590 печатных работ по различным управленческим, правовым и экономическим проблемам, в том числе около 20 книг. Преподаватель ряда корпоративных институтов и тренинговых центров («Газпром Корпоративный Институт», Юридический институт «М-Логос», Российский институт директоров, АСЭРгрупп, ООО «Корпоративный секретарь» и др.). Основная тематика: корпоративное право, корпоративное управление, корпоративная конфликтология, профилактика и противодействие корпоративной коррупции, борьба с гринмейлом. Член Редакционного совета журнала «Акционерное общество. Вопросы корпоративного управления», член Редакционной коллегии журнала «Современная конкуренция». Соучредитель Telegram-канала «Корпконфликты» (https://t.me/aoconflict). Олег имеет пятилетний опыт сотрудничества с Росимуществом в качестве члена совета директоров и члена ревизионной комиссии акционерных обществ со 100%-ным участием Российской Федерации, в том числе, был членом совета директоров 13 акционерных обществ, председателем совета директоров трех акционерных обществ.