Специфика ареста долей или акций компании как иной меры процессуального принуждения

В данной статье будет подробно исследована проблема наложения уголовно-процессуального ареста в отношении таких объектов гражданских прав, как доли в обществе с ограниченной ответственностью и акции компании. Будут представлены правильное de lege lata понимание того, как должен выглядеть уголовно-процессуальный арест долей и акций, а также пояснения относительно нижеследующих ветвей развития практики:

  • Наложение уголовно-процессуального ареста на доли в обществе с ограниченной ответственностью.
  • Гибкость конструкции ареста, позволяющая эффективно защищать права участников на доли в уставном капитале/акции компании.
  • Ошибки практики, связанные с ненадлежащим применением законодательства.

Как указано в ч. 1 ст. 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), в рамках уголовного судопроизводства по ходатайству следователя может быть наложен арест:

  • исключительно на имущество;
  • исключительно с целью обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества.

Причем под имуществом в данном случае, согласно подп. 13.1 ст. 5 УПК РФ, понимаются:

  • любые вещи (включая наличные денежные средства и документарные ценные бумаги);
  • безналичные денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях;
  • бездокументарные ценные бумаги, права на которые учитываются в реестре владельцев бездокументарных ценных бумаг или депозитарии;
  • имущественные права, включая права требования и исключительные права.

Соответственно, уголовно-процессуальный арест является мерой обеспечения определенных имущественных интересов, перечень которых ограничен законодательно определенными целями наложения ареста и перечнем объектов, в отношении которых арест может быть наложен.

НАЛОЖЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО АРЕСТА НА ДОЛИ В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Как следует из приведенного подп. 13.1 ст. 5 УПК РФ, перечень того, что уголовно-процессуальное законодательство называет «имуществом», строго ограничен, поэтому в этом смысле все, что не подходит под представленное в УПК РФ определение, в уголовно-процессуальном смысле «имуществом» не является.

Названное ограниченное понимание «имущества», с одной стороны, является благом, поскольку, применительно к уголовно-процессуальному аресту, заранее известно то, что может быть арестовано.

С другой стороны, ограниченное толкование понятия «имущество» создает проблемы. В частности, среди того, что может быть имуществом, не указаны доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), поскольку они с точки зрения гражданского законодательст... ✂