СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «НАИМЕНОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА» И «ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ» В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

В силу статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) физические лица как субъекты гражданского права приобретают и осуществляют права и обязанности под своим именем", а юридические лица под своим наименованием", как это устанавливает статья 54 ГК РФ.

Согласно общему правилу, выраженному в пункте 1 статьи 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.

Далее в пункте 4 статьи 54 ГК РФ в отношении коммерческих организаций установлено специальное условие - коммерческая организация должна иметь фирменное наименование.

Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.

В свою очередь, статья 1473 ГК РФ в пункте 1 устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. А в пункте 2 - что фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Систематическое толкование норм статей 54 ГК РФ и 1473 ГК РФ порождает вопрос: а тождественны ли понятия наименование юридического лица" и фирменное наименование"?

Первая точка зрения. Термины наименование юридического лица" и фирменное наименование" отражают сущность разных явлений.

Представляется, что наименование юридического лица" является термином корпоративного права, а термин фирменное наименование" является применимым в праве на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Корпоративное право регулирует общественные отношения, складывающиеся между участниками юридических лиц, а также между участниками и юридическими лицами[1].

Придерживаясь мнения Е.А. Суханова, также считаем, что корпоративное право является подотраслью гражданского права[2]. Особенностью входящих в его предмет общественных отношений является то, что они носят имущественно-организационный характер[3].

Следовательно, наличие наименования юридического лица позволяет отделять одни юридические лица от других и является одним из способов идентификации юридического лица, наряду с идентификационным номером налогоплательщика и основным государственным регистрационным номером в Едином государственном реестре юридических лиц, что в полной мере соответствует предмету регулирования указанной подотрасли.

Таким образом, наименование юридического лица является его именем, отделяющим одно лицо от других.

Право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, на наш взгляд, также является подотраслью гражданского права.

В предмет этой подотрасли входят неимущественные отношения абсолютного характера[4].

Указанное обстоятельство подтверждается регулированием такого явления, как фирменное наименование", частью четвертой ГК РФ, отнесения статьей 1225 ГК РФ фирменного наименования" к результатам интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).

А статьей 1474 ГК РФ предусмотрено исключительное право юридического лица на использование своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом.

Также, как следует из буквального толкования пункта 4 статьи 54 ГК РФ, наличие фирменного наименования опосредовано целями деятельности лица: юридическое лицо, не имеющее целью извлечение прибыли, может не иметь фирменного наименования.

Подтверждение такого подхода находит свое отражение и в ГК РФ. Так, в пункте 5 статьи 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц.

Вторая точка зрения. Наименование юридического лица" и фирменное наименование" - это смежные термины.

Согласно такому подходу, термины наименование юридического лица" и фирменное наименование" регулируют одни и те же общественные отношения, являются особым и комплексным явлением, которое свидетельствует об индивидуализации лица, но в то же время является абсолютным правоотношением к третьим лицам, является активом" его участников и носит имущественно-организационный характер.

Такой подход находит свое отражение в том, что фактически термин фирменное наименование" регулируется и ГК РФ, и законодательством, являющимся частью норм корпоративного права, например, Федеральным законом (ред. от 05.05.2014 г.) Об обществах с ограниченной ответственностью" (статья 4) и Федеральным законом (ред. от 21.07.2014 г.) Об акционерных обществах" (статья 4).

Также согласно пункту 2 статьи 1473 ГК РФ наименование юридического лица является составной частью фирменного наименования.

Так, В.И. Еременко из анализа действующего законодательства делает следующий вывод: Исключением возможности передачи фирменного наименования совместно с предприятием исключительное право на фирменное наименование, по сути, лишилось своего имущественного содержания и фактически слилось с такой категорией, как наименование коммерческой организации", являющееся личным неимущественным правом и в этом качестве индивидуализирующее юридическое лицо в целом как организацию, наделенную обособленным имуществом и выступающую в имущественных и личных неимущественных отношениях от своего имени во всех сферах деятельности"[5].

По всей видимости, подобной точки зрения, прямо об этом не высказываясь, придерживается и И.В. Шиткина:

Собственное имя хозяйственного общества является средством его индивидуализации и выражается в фирменном наименовании, которое должно содержать полное наименование общества, его организационно-правовую форму, а в отношении акционерного общества - также указание на его тип (ст. 4 Закона об АО, ст. 4 Закона об ООО). Фирменное наименование юридического лица регистрируется одновременно с государственной регистрацией самого хозяйственного общества. С этого момента у общества возникает исключительное право на использование собственного наименования"[6].

Следовательно, можно констатировать тот факт, что законодатель не отделял для коммерческих организаций такие явления, как фирменное наименование" и наименование юридического лица", а наоборот, придавал им единый смысл, единое значение. Более того, анализ ФЗ Об обществах с ограниченной ответственность" и ФЗ Об акционерных обществах" подтверждает мысль о том, что эти два понятия смешаны.

Некоторую определенность в этом вопросе попытались сделать высшие суды в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 26.03.2009 г. О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", в пунктах 58.1, 58.2 которого для коммерческих организаций понятиям фирменное наименование" и наименование юридического лица" дано равнозначное значение.

Представляется, что на данный момент обозначена основная практическая проблема - отсутствие развитой защиты исключительного права на наименование некоммерческой организации.

В.О. Калятин, комментируя пункт 58.2 названного постановления, делает следующий вывод:

Эти понятия соотносятся как видовое и родовое, фирменное наименование является видом наименования юридического лица. Однако исключительное право предусмотрено только в отношении фирменного наименования, которое может принадлежать лишь коммерческой организации. Наименование некоммерческой организации, таким образом, не охраняется в рамках части четвертой ГК РФ, хотя интересы некоммерческой организации могут защищаться с помощью норм общей части ГК РФ"[7].

Соглашаясь с приведенным мнением, считаем, что этого недостаточно для защиты исключительных прав и в коммерческом обороте имеется потребность в закреплении наименования некоммерческих организаций в качестве средства индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, о чем свидетельствует судебно-арбитражная практика (Определение ВАС РФ от 06.09.2012 г. № ВАС-8760/12 по делу № А19-15965/2011; Определение ВАС РФ от 03.07.2012 г. № ВАС-8176/12 по делу № А46-9631/2011; Определение ВАС РФ от 03.07.2012 г. № ВАС-8091/12 по делу № А27-9834/2011; Определение ВАС РФ от 01.04.2014 г. № ВАС-3189/14 по делу № А40-173939/2012).

Необходимо также отметить, что до 1 января 2008 г. в предмет договора коммерческой концессии (статья 1027 ГК РФ) в качестве объекта входили права на фирменное наименование. Исключение упоминания фирменного наименования пунктом 4 статьи 25 Вводного закона части четвертой ГК РФ из предмета договора коммерческой концессии вполне оправданно, поскольку оно индивидуализирует субъект - коммерческую организацию, а не предприятие как объект.

Судебная практика неоднократно исходила из того, что нарушением права на фирменное наименование является незаконное использование фирменного наименования в полном объеме (Информационное письмо ВАС РФ от 29.05.1992 г. № С-13/ОПИ-122 Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике"; Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2002 г. № 4193/01). При этом средством индивидуализации юридического лица фактически является не фирменное наименование в целом, а лишь отличительный элемент, который позволяет отличать одно юридическое лицо от другого[8].

Исходя из вышеизложенного, представляется неправильным смешивать эти два понятия, так как считаем логически и методологически более правильным разделять термины фирменное наименование" и наименование юридического лица", либо создать единый правовой режим регулирования наименований как коммерческих, так и некоммерческих организаций, с предоставлением одинакового комплекса прав, что должно найти свое отражение в изменениях соответствующих норм ГК РФ.

Такое двойное толкование природы этих терминов и возникающая в связи с этим правовая неопределенность породила проблемы защиты исключительных прав наименования некоммерческих организаций и в будущем может породить дополнительные и непрогнозируемые в данный момент проблемы в правоприменительной практике.


[1] Гражданское право : учеб.: в 3 т. Т. 1 - 7-е изд., перераб. и доп. / В.В. Байбак, Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев (и др.); под ред. Ю.К. Толстого. - М. : Проспект, 2009, С. 36.

[2] Гражданское право / отв. Ред. Е.А. Суханов. 3-е изд. Т.1 М., 2004, С. 60, 61.

[3] За рамками настоящей статьи остается определение места корпоративного права в системе права, - прим. авт.

[4] Гражданское право : учеб.: в 3 т. Т. 1 - 7-е изд., перераб. и доп. / В.В. Байбак, Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев (и др.); под ред. Ю.К. Толстого. - М. : Проспект, 2009, С. 35.

[5] Еременко В.И. О некоторых проблемах правовой охраны наименований некоммерческих организаций // Адвокат. 2012. № 11. С. 20-25.

[6] Корпоративное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению Юриспруденция" / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2007. 648 с.

[7] Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / В.О. Калятин, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова и др.; рук. проекта Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова. М.: Статут, 2011. Вып. 17. 293 с.

[8] Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. Т. 3.; под ред. П.В. Крашенинникова. Статут", 2011.