Объем и пределы осуществления корпоративных прав залогодержателем доли в ООО
Залог доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью1 представляет собой распространенный и достаточно эффективный способ обеспечения интересов кредитора такого общества.
С 1 июля 2014 года в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) было введено (в достаточно общем виде) специальное регулирование залога корпоративных прав, ранее отсутствовавшее как в ГК РФ и в ранее действовавшем Законе о залоге2, так и в законах о хозяйственных обществах3. За три года существования данных норм появилось несколько интересных судебных дел, затрагивающих вопросы пределов осуществления залогодержателем корпоративных прав участника общества, доля в котором заложена4. Само наличие подобной судебной практики свидетельствует о том, что специальные правила о залоге корпоративных прав далеко не всегда очевидны сторонам.
Кредиторы, выступающие в качестве залогодержателей долей в уставном капитале своих должников, безусловно, заинтересованы в определенности порядка осуществления ими своих прав, поскольку это в значительной степени сказывается на эффективности такого обеспечения.
Пределы осуществления залогодержателем доли в ООО корпоративных прав в отношении такого общества
По общему правилу, установленному в ст. 358.15 ГК РФ, права участника общества с ограниченной ответственностью осуществляются залогодержателем, а не собственно участником общества, заложившим долю, если иное не предусмотрено договором залога. При этом из буквального прочтения нормы следует, что залогодержатель вправе осуществлять все права участника - ГК РФ не содержит каких-либо исключений.
Однако, несмотря на то что залогодержатель в таком случае фактически подменяет" фигуру собственно участника общества (залогодателя), ему доступен для осуществления меньший объем корпоративных прав, чем было доступно участнику общества до залога его доли, при большем объеме ограничений в части осуществления таких прав.
Во-первых, залогодержатель, очевидно, при осуществлении корпоративных прав в отношении общества, доли в котором заложены, ограничен теми же требованиями и обязанностями, которыми связаны сами участники общества, например:
- корпоративными обязанностями участников общества (ч. 4 ст. 65.2 ГК РФ; ст. 9 Федерального закона от 08.02.98 № 14‑ФЗ ≪Об обществах с ограниченной ответственностью≫ (далее - Закон об ООО), в том числе не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества, не причинять вреда обществу, не блокировать его деятельность своим бездействием, не препятствовать достижению целей обществом;
- общими положениями ГК РФ о добросовестности поведения участников гражданских отношений (ч. 3 ст. 1 ГК РФ);
- обязанностями лиц, имеющих фактическую возможность определять действия общества (например, при залоге доли размером более 50% уставного капитала), действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ).
Во-вторых, необходимо иметь в виду, что залогодержатель в любом случае ограничен в своей свободе осуществления прав в отношении заложенного имущества положениями ст. 343 ГК РФ об обеспечении сохранности заложенного имущества. В частности, он обязан не совершать действия, которые могут повлечь утрату заложенного имущества или уменьшение его стоимости (п. 3 ч. 1 ст. 343 ГК РФ), принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности заложенного имущества (п. 4 ч. 1 ст. 343 ГК РФ), немедленно уведомлять залогодателя о возникновении угрозы утраты или повреждения заложенного имущества, о притязаниях третьих лиц на это имущество, о нарушениях третьими лицами прав на это имущество (п. 5 ч. 1 ст. 343 ГК РФ).
Данное ограничение достаточно серьезно влияет на объем реально доступных залогодержателю правомочий в отношении заложенной доли в обществе и означает, что определенные права участника общества залогодержатель вправе осуществлять в ограниченном объеме либо вообще не может осуществлять по своему у... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.