О некоторых проблемах, возникающих при смене генерального директора
Передача дел уходящим в отставку единоличным исполнительным органом компании (ЕИО) преемнику относится к своду корпоративных процедур, хорошо известных на интуитивном уровне", пожалуй, всем руководителям и специалистам компаний. Однако регулирование этих процедур в законодательстве практически отсутствует. Судебная практика по искам, содержащим требования к экс-директорам передать документы и иные материальные объекты новому ЕИО, также довольно противоречива.
Вместе с тем необходимо признать, что объем упомянутого корпоративного опыта и судебной прецедентной базы достаточен для того, чтобы предпринять попытку разобраться в основных проблемных ситуациях, возникающих как при формировании, так и при реализации данного порядка.
Прием-передача дел в ходе ротации ЕИО: строго обязательно или факультативно?
Как представляется, нормы корпоративного права явным образом не предусматривают обязанность бывшего руководителя передать дела" вновь образованному исполнительному органу. Впрочем, иногда этот тезис ставится под сомнение. Пример из постановления Арбитражного суда Московского округа от 18.01.2017 по делу № А40-143492/16
В соответствии с пунктом 4 статьи 32, статьей 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. При этом с целью осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган отвечает за сохранность документов.
В случае смены единоличного исполнительного органа общества, печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью общества, подлежат передаче вновь избранному (назначенному) исполнительному органу общества".
Справедливости ради отметим, что в статьях специального закона, на которые имеется ссылка в приведенном фрагменте судебного акта, нормы, выделенной цветом, нет. Что, разумеется, не лишает уважаемый суд права на подобного рода толкование, на наш взгляд, расширительное.
Однако популярности данная правоприменительная позиция, как мы полагаем, все-таки не приобрела. Отсюда вопрос: какие нормативно-правовые источники суды чаще всего применяют, указывая на обязанность бывшего руководителя компании передать дела новому руководителю?
Наиболее востребованной в указанном отношении следует признать норму п. 4 ст. 29 ФЗ О бухгалтерском учете":
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно".
При этом не стоит забывать, что согласно п. 1 ст. 7 того же закона
ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта".
Из изложенного можно сделать следующие выводы:
- при ротации ЕИО прием-передача дел в части документов бухучета обязательна;
- данная процедура законом не регулируется, более того, закон прямо указывает на обязанность к... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.