Понятие обратного снятия корпоративной вуали в законодательстве США и России

1 янв - 22:18

Принцип обособленности юридического лица (separate legal entity) означает, что с точки зрения права корпорация выступает самостоятельным субъектом, существующим независимо от своих участников. Такая автономия предполагает наличие у корпорации собственных, отличных от интересов отдельных участников, законных интересов. Вследствие этого корпорация несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, которая по общему правилу не возлагается на участников, и наоборот — корпорация не отвечает по долгам участников1. Тем самым уменьшается риск имущественных потерь участников общества, что и является основной функцией принципа отделения2.

Однако из правила ограниченной ответственности и имущественной обособленности компании существуют исключения. Одним из них является доктрина «обратного снятия корпоративной вуали» (reverse piercing/lifting of corporate veil).

Данный механизм3 получил наибольшее распространение в странах общего права. Снятие корпоративной вуали представляет собой игнорирование юридической самостоятельности юридического лица и может проявляться в привлечении к ответственности по долгам юридического лица его участников, или менеджеров, или иных лиц, контролирующих юридическое лицо, за счет их личного имущества4.

Под обратным снятием корпоративной вуали (reverse piercing of corporate veil) понимается такая правовая конструкция, при которой допускается обращение взыскания на имущество юридического лица по долгам его контролирующих лиц, включая его участников, но не ограничиваясь ими. В расширенной версии доктрина охватывает случаи, когда должник не является формальным участником корпорации, однако осуществляет фактический контроль над нею (бенефициарный владелец, контролирующее лицо). Тем самым доктрина служит инструментом противодействия злоупотреблениям, связанным с использованием корпоративной формы для уклонения от исполнения обязательств и сокрытия активов.

Выделяют также подход, при котором на компанию может быть распространено обязательство, которое связывало ее участника. В таком случае при нарушении этого обязательства (например, обязательства воздерживаться от конкуренции, которо... ✂

Четвериков Максим Советник Юридической группы «Пилот». Специализация: корпоративное право, коммерческие споры, банкротство. Отраслевая экспертиза: строительство, недвижимость и инфраструктурные проекты, финансовый сектор и инвестиции, международные перевозки и коммерческие проекты. Представляет интересы собственников, топ-менеджмента, компаний и финансовых институтов в корпоративных конфликтах, спорах о корпоративном контроле, об ответственности директоров и бенефициаров, оспаривании решений органов управления. Сопровождает споры о взыскании задолженности, о привлечении к субсидиарной ответственности, об оспаривании сделок, о включении в реестр требований кредиторов, о взыскании убытков, а также по спорам из договоров поставки, подряда, аренды, лизинга и дистрибуции. Максим имеет значительный опыт ведения дел о банкротстве компаний, продолжающих операционную деятельность в конкурсном производстве, — включая предприятия нефтяной, девелоперской и издательской отраслей. Профессиональное признание. «Российская газета»: «Рейтинг юристов и их компаний — 2025». Банкротство — 2-я группа. Арбитражное судопроизводство — 3-я группа. Максим Четвериков вошел в топ-100 самых влиятельных персон банкротства 2025–2026 (PROбанкротство). PROбанкротство: персональный рейтинг «Лидеры PROбанкротство» — Rising Star, 2024.