Нормативно-правовое регулирование и оборот цифрового имущества в России

Повсеместное внедрение современных цифровых технологий в различные сферы общественной жизни остается актуальной мировой тенденцией, и Россия в этом отношении не является исключением, а в условиях сложившейся политико-экономической ситуации и санкционного давления внимание российских властей к цифровизации экономики усилилось. Одна из причин — в сложившихся условиях использование цифровых финансовых активов будет способствовать бесперебойной оплате за поставки товаров из‑за рубежа и на экспорт. Разумеется, этот процесс требует и адекватного нормативно-правового регулирования, именно поэтому в последние годы в нашей стране постепенно формируется правовое поле для использования цифровых технологий. Однако в настоящее время оборот цифровых активов регламентирован лишь частично, что влечет определенные риски при заключении сделок с данными объектами и, как следствие, необходимость минимизации таких рисков путем применения существующих правовых механизмов.

Создание системы правового регулирования цифровой экономики является одной из задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», сформированной в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Реализации этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды»1, который курирует Министерство экономического развития.

Автор рассматривает в статье основные понятия цифровой экономики, такие как цифровые права, цифровые активы, цифровая валюта, их преимущества и недостатки, связанные с недостаточностью существующей нормативной базы, анализирует актуальную сложившуюся практику.

ЦИФРОВЫЕ ПРАВА (DIGITAL RIGHTS)

В 2019 г. Гражданский кодекс РФ пополнился новым объектом гражданских прав — цифровыми правами (ст. 141.1 ГК РФ), которые являются одним из видов имущественных прав (п. 1 ст. 128 ГК РФ). Главная особенность этих прав заключается не в их содержании, а в способе фиксации. При этом термин «цифровое право» был выбран разработчиками поправок как понятие, в большей степени «отвечающее традициям российского права», чем принятое за рубежом обозначение «токен»2.

В соответствии с действующим законодательством цифровые права обладают следующими характеристиками:

  • принцип легалитета: в качестве цифровых прав могут выступать обязательственные и иные права, при условии, что они названы цифровыми законом;
  • содержание и условия осуществления цифровых прав определяются в соответствии с правилами информационной системы. Данная система должна отвечать установленным законом признакам (каким — ГК РФ не конкретизирует); судя по всему, речь идет о системе на основе децентрализованного (распределенного) реестра (системе блокчейн)3;
  • оборотоспособность: осуществление, распоряжение или ограничение распоряжения цифровыми правами возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. Это становится возможным благодаря использованию в системе блокчейн смарт-контракта — небольшой программы, которая проверяет, все ли условия сделки выполнены, после чего подтверждение транзакции и обмен активами происходят автоматически, без участия третьих лиц.

Как в пояснительной записке к законопроекту № 424632-7, так и в юридической литературе отмечалось сходство правового режима цифровых активов и бездокументарных ценных бумаг. Так, по мнению Е.А. Суханова, именно бездокументарные ценные бумаги «послужили основой для формулировки в действующем законодательстве понятия цифровых прав <…> и даже цифрового имущества в целом»4. Л.А. Новоселова также указывает, что «цифровое право <…> сходно с бездокументарной ценной бумагой по одному из свойств: в обоих случаях имущественное право (чаще всего обязательственное) не привязано к материальному носителю, а его принадлежность и акты распоряжения им фиксируются путем внесения записей в специальную систему учета»5.

С 1 января 2020 г. вступил в силу и Ф... ✂