КАК ПОМЕНЯТЬ СТАТУС ОБЩЕСТВА С НЕПУБЛИЧНОГО НА ПУБЛИЧНЫЙ И НАОБОРОТ

При смене статуса акционерного общества (АО) с непубличного на публичный и наоборот нужно исходить, прежде всего, из практической целесообразности такого шага. Если общество хочет привлекать капитал путем публичного размещения и в состоянии выйти на биржу, то, скорее всего, есть смысл переходить на публичный статус. При этом, АО должно быть публичным реально, т. е. иметь успех на рынке акций. Сама по себе смена статуса не дает никакой гарантии этого. Поэтому, если публичность приносит обществу больше неудобств и затрат, чем выгоды, лучше отказаться от публичного статуса и вновь стать непубличным. Однако обратный переход возможен не всегда. Рассмотрим алгоритмы действий при смене статуса общества.

Изменение статуса общества с непубличного на публичный

Решение поменять статус общества на публичный может оказаться для акционеров непростым, т. к. влечет для общества дополнительные финансовые затраты, а также означает отмену диспозитивного регулирования, предусмотренного для непубличных обществ (согласно п. 2 ст. 97 ГК РФ, приобретение непубличным АО статуса публичного общества влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о ПАО, установленным ГК РФ, Законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах). В связи с этим, не все акционеры могут быть заинтересованы в публичности общества, поэтому такое решение нужно принимать взвешенно, учитывая перспективы общества на рынке, а также сложившуюся структуру капитала и систему управления.

Итак, статья 7.1 Закона об акционерных обществах, введенная Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон 210-ФЗ), предусматривает следующую последовательность действий при переходе общества на публичный статус:

Шаг 1: проведение общего собрания акционеров.

Прежде всего, необходимо принять решение о внесении в устав непубличного общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным. Такое решение принимается общим собранием акционеров большинством в frac34; голосов всех акционеров - владельцев акций каждой категории (типа), если уставом не предусмотрена необходимость большего числа голосов. Обращаем внимание, что речь идет о трех четвертях голосов не присутствующих на собрании, а именно всех акционеров общества.

Пункт 2 статьи 7.1 Закона об акционерных обществах отдельно оговаривает случай, когда общее собрание одновременно с решением о внесении в устав непубличного общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным, принимает решение о внесении в устав непубличного общества изменений, связанных с необходимостью приведения устава в соответствие с требованиями, установленными для ПАО. В этом случае первое решение вступает в силу со дня государственной регистрации изменений в устав непубличного общества в части его приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к публичному обществу. Для обоих решений требование то же - они должны быть приняты большинством в три четверти голосов всех акционеров - владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов. Кроме того, при наличии в непубличном АО владельцев специальных привилегированных акций, предусмотренных пунктом 6 статьи 32[1] Закона об акционерных обществах, указанные решения принимаются единогласно всеми акционерами - владельцами таких привилегированных акций.

Также к компетенции общего собрания акционеров может быть отнесено принятие решения об обращении с заявлением о листинге акций общества (или эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, согласно пункту 19.1 статьи 48 Закона об акционерных обществах). В этом случае акционеры - владельцы указанных привилегированных акций приобретают право голоса на общем собрании акционеров (пункт 4 статьи 32 Закона об АО). Указанное решение считается принятым, если за него отдано не менее трех четвертей голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, за исключением голосов акционеров - владельцев привилегированных акций этого типа, и три четверти голосов всех акционеров - владельцев привилегированных акций этого типа, если для принятия указанного решения уставом общества не установлено большее число голосов акционеров.

Шаги 2 и 3: заключение договора с организатором торговли и получение решения Банка России о регистрации проспекта ценных бумаг.

После принятия решения о приобретении обществом публичного статуса необходимо зарегистрировать проспект акций общества, а также заключить договор с организатором торговли о листинге акций общества (т. е. заключение договора с биржей о включении акций в соответствующий список ценных бумаг, допущенных к торгам, и поддержании акций в таком списке).

Документы для регистрации проспекта ценных бумаг представляются в Банк России. Банк России проверяет устав общества на предмет отсутствия противоречий требованиям для публичного АО (например, особый порядок проведения собрания, дополнительные полномочия совета директоров и т. д.). Несоответствие размера уставного капитала и размещенных акций общества, положений устава, а также состава и структуры органов общества требованиям, установленным ГК РФ и Законом об акционерных обществах, для публичных обществ также является дополнительным основанием для отказа в регистрации проспекта ценных бумаг.

Решение о регистрации проспекта ценных бумаг принимается Банком России до внесения в ЕГРЮЛ сведений о публичном статусе общества, а вступает в силу со дня внесения этих сведений в указанный реестр.

Регистрация проспекта ценных бумаг является одним из условий включения акций в соответствующий список ценных бумаг, допущенных к торгам, согласно пункту 1 статьи 5 Правил листинга Закрытого акционерного общества Фондовая биржа ММВБ" (далее - Правила листинга)[2].

Однако здесь обнаруживается противоречие: из пункта 4 статьи 7.1 Закона об акционерных обществах следует, что отсутствие заключенного обществом договора с организатором торговли о листинге акций общества является дополнительным основанием для отказа в регистрации проспекта ценных бумаг при приобретении непубличным обществом публичного статуса. Получается замкнутый круг. В данной ситуации представляется, что положения закона нужно считать приоритетными над Правилами листинга, поэтому, скорее всего, нужно договариваться с Биржей на предмет заключения, например, предварительного договора о включении бумаг в список, при условии регистрации проспекта ценных бумаг.

Шаг 4: внесение сведений в ЕГРЮЛ.

Только при выполнении трех предыдущих шагов общество вправе представить в Федеральную налоговую службу документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о своем фирменном наименовании, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Общество приобретает публичный статус со дня государственной регистрации изменений в устав, содержащих указание на то, что общество является публичным, и внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений.

Изменение статуса общества с публичного на непубличный

Публичный статус АО улучшает для него возможности привлечения капитала, но вместе с тем влечет дополнительные издержки (например, необходимость раскрытия информации, составления МСФО, привлечения квалифицированных сотрудников, независимых директоров, создания комитетов совета директоров и др.), а что особенно важно - лишает возможности воспользоваться диспозитивным регулированием, предусмотренным для непубличных АО.

Если общество понимает, что публичный статус создает только ограничения и затраты, оно может вновь стать непубличным. Однако при этом необходимо защитить права тех акционеров, которые уже приобрели акции именно в расчете на публичность АО. В связи с этим регулирование перехода общества из публичного в непубличное АО содержит более жесткие ограничения, чем при обратной смене статуса.

Алгоритм обратного перехода публичного общества в непубличное предусмотрен статьей 7.2 Закона об акционерных обществах, введенной Законом 210-ФЗ.

Шаг 1: проведение общего собрания акционеров.

Прежде всего, необходимо обратить внимание, что прекращение обществом публичного статуса допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • акции общества или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам;
  • Банком России принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах (в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 года №39-ФЗ О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг)).

В связи с этим в рамках повестки дня общего собрания одновременно принимаются следующие решения:

  • о внесении в устав публичного АО изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным;
  • об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах;
  • в случае если акции прошли процедуру листинга (допущены к организованным торгам), также принимается решение об обращении на биржу с заявлением о делистинге акций.

Решения по данным вопросам повестки дня принимаются общим собранием большинством в 95% голосов всех акционеров - владельцев акций всех категорий (типов). Отметим, что здесь снова говорится обо всех акционерах, а не только о присутствующих на собрании. Как видно, процент необходимых голосов очень высокий и подчас невыполнимый, например, при наличии мертвых душ" в реестре акционеров. В этом случае придется искать наследников владельцев акций.

При этом акционеры ПАО, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу об отказе от публичного статуса, вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций в соответствии со статьями 75 и 76 Закона об акционерных обществах. В этой ситуации нужно учитывать ограничение, предусмотренное п. 5 ст. 76 Закона об акционерных обществах: общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых активов общества на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций.

В случае если стоимость акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает указанное ограничение, вышеперечисленные решения общего собрания акционеров не вступят в силу, и переход в НПАО не состоится.

Поскольку критерии отнесения акционерных обществ к публичным были установлены Федеральным законом № 99-ФЗ, вступили в силу с 1 сентября 2014 года, а с июля 2015 года были изменены Федеральным законом № 210-ФЗ, не исключена ситуация, когда акционерные общества, ныне признаваемые непубличными, внесли изменения в свой устав, в том числе отразив публичный" статус в своем наименовании. Такие акционерные общества могут вернуться в сообщество непубличных компаний по упрощенной процедуре.

Во-первых, согласно пункту 7 статьи 27 Закона 210-ФЗ, таким обществам дается переходный период в 5 лет со дня вступления в силу Закона 210-ФЗ, в течение которого общества обязаны:

  • либо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества;
  • либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества.

Решение о внесении в устав такого акционерного общества изменений, предусматривающих исключение из его фирменного наименования указания на статус ПАО, принимается общим собранием большинством в frac34; голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.

Шаг 2: делистинг.

Акции непубличного АО, ставшего публичным, могут и не попасть на биржу: например, либо эмитент не успел пройти процедуру листинга и решил перейти обратно в непубличный статус, либо по каким-то причинам бумаги уже ушли с биржи (произошел делистинг).

Если акции на момент принятия решения эмитентом о переходе в непубличный статус обращаются на торгах, то необходимо провести делистинг.

Порядок делистинга предусмотрен Правилами листинга Московской биржи в разделе 5 Делистинг, прекращение и приостановка торгов".

Решение об исключении акций из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (далее - Список), принимается Биржей на основании экспертного заключения Департамента листинга Биржи по следующим основаниям:

1) Заявление эмитента. К такому заявлению эмитент должен приложить документы, подтверждающие принятие и вступление в силу решения уполномоченного органа эмитента об обращении с заявлением о делистинге акций и/или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. В случае не предоставления указанных документов либо в случае, если соответствующее решение уполномоченного органа не вступило в силу, Биржа вправе оставить заявление без рассмотрения (для российских ценных бумаг).

Также при получении Биржей указанного заявления эмитента Биржа вправе обратиться в Комитет по фондовому рынку для получения экспертного мнения по вопросу исключения ценных бумаг из Списка (за исключением случая, предусмотренного пп. 21 пункта 2 статьи 21 Правил, когда эмитентом соблюдены все условия, установленные законодательством для делистинга). В случае получения Биржей рекомендаций Комитета по фондовому рынку не исключать ценные бумаги из Списка, Биржа вправе на основании Заключения Департамента листинга принять решение об отказе в исключении ценных бумаг из Списка.

Биржа принимает решение об исключении ценных бумаг из Списка либо об отказе в исключении из Списка не позднее 30 дней со дня получения заявления эмитента.

2) За несоблюдение Правил листинга. Например, если не соблюдаются требования по корпоративному управлению в части требования о количестве независимых директоров, входящих в состав совета директоров эмитента; в случае нарушения эмитентом требований по раскрытию информации, в том числе обязанности по раскрытию (опубликованию) финансовой (бухгалтерской) отчетности; если эмитент не выполнил требования биржи по предоставлению документов в порядке и сроки, предусмотренные Правилами, в том числе при изменении (дополнении) содержащихся в них сведений либо при наличии в указанных документах ложных сведений, а также если эмитент не представил дополнительной информации, сведений и документов по требованию Биржи.

3) По некоторым формальным основаниям, которые автоматически влекут исключение ценной бумаги из Списка: например, признание организации банкротом; признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным; досрочное погашение выпуска соответствующих ценных бумаг (представляемых ценных бумаг) в соответствии с условиями выпуска и др.

Не позднее 1 торгового дня, следующего за днем принятия Биржей решения об исключении ценных бумаг из Списка и о дате прекращения торгов, Биржа:

  • направляет организации уведомление о принятых решениях;
  • раскрывает информацию о принятых решениях через представительство ЗАО ФБ ММВБ" в сети Интернет;
  • уведомляет Банк России и Клиринговую организацию о принятом решении и о дате прекращения торгов.

После проведения процедуры делистинга общество может перейти к выполнению следующего условия перехода в непубличное АО - подаче документов в Банк России для освобождения от обязанности по раскрытию информации.

Шаг 3: решение Банка России об освобождении общества от раскрытия информации.

Согласно статье 30.1 Закона о рынке ценных бумаг (в редакции Закона 210-ФЗ), эмитент на основании своего заявления может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 указанного Закона по решению Банка России. Такое решение принимается Банком России при одновременном соблюдении эмитентом следующих условий на момент подачи заявления:

  • решение об обращении в Банк России с указанным заявлением должно быть принято эмитентом в порядке, установленном Законом об акционерных обществах (о чем сказано выше);
  • у эмитента не должно быть иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг;
  • акции эмитента и иные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, а для эмитента, не являющегося ПАО, также любые иные его эмиссионные ценные бумаги не включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • число акционеров эмитента не превышает 500;
  • эмитент, являющийся ПАО, должен в порядке, установленном Законом об акционерных обществах, принять решение о внесении в устав изменений, исключающих указание на то, что эмитент является ПАО.

Эмитент, являющийся ПАО, подает в Банк России указанное заявление с приложением необходимых документов, подтверждающих выполнение вышеуказанных условий, до внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании такого эмитента, не содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом. Исчерпывающий перечень необходимых документов предусмотрен Положением Банка России о порядке рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона О рынке ценных бумаг" (утверждено Банком России 02.03.2015 г. № 461-П).

Банк России принимает решение по заявлению эмитента в течение 30 дней с даты его получения. Решение Банка России вступает в силу со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества, не содержащем указание на то, что оно является ПАО.

Шаг 4: ФНС.

Публичный статус общества прекращается со дня государственной регистрации изменений в его устав, исключающих указание на его публичность, и внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества, не содержащем указание на то, что оно является публичным.

Для государственной регистрации указанных изменений в устав акционерного общества, помимо иных документов, определенных законодательством о государственной регистрации юридических лиц, представляется документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах, или документ Банка России об отсутствии у общества указанной обязанности (пункт 7 статьи 27 Закона № 210-ФЗ).

Как видно из проанализированных норм, процедура смены статуса на публичный не является слишком сложной: и законодатель, и Московская биржа поощряют публичность акционерных обществ, способствующую в целом развитию фондового рынка, установлению высокого уровня корпоративного управления в компаниях, а как следствие - защите прав и интересов участников и прозрачности бизнеса для инвесторов.

Если же акции общества не востребованы на рынке, то признавать его публичным нецелесообразно. Поэтому законодательством с определенными оговорками предусмотрен и обратный переход в непубличный статус.

В каком статусе в итоге быть обществу - зависит от взвешенного решения акционеров и грамотной работы менеджмента.


[1] 6. Уставом непубличного общества могут быть предусмотрены один или несколько типов привилегированных акций, предоставляющих помимо или вместо прав, предусмотренных настоящей статьей, право голоса по всем или некоторым вопросам компетенции общего собрания акционеров, в том числе при возникновении или прекращении определенных обстоятельств, преимущественное право приобретения размещаемых обществом акций определенных категорий (типов) и иные дополнительные права".

[2] В данный момент последняя редакция Правил размещена на сайте Московской биржи (далее - Биржа) от 15.04.2015 г. по адресу: http://fs.moex.com/files/257.