Акционерные соглашения: актуальные проблемы. Часть 1

В материале[i] анализируются лишь некоторые наиболее существенные проблемы практического применения института акционерных соглашений в России. В первой его части мы рассмотрим проблему круга лиц, имеющих право выступать стороной акционерного соглашения, проблему соотношения положений такого соглашения и устава, а также проблему принудительного исполнения акционерного соглашения и виды ответственности за его нарушение.

За последние одиннадцать лет институт акционерных соглашений (далее - АС) в России прошел путь от ≪джентельменского соглашения≫, зачастую не обеспеченного судебной защитой, до относительно эффективного (при грамотном использовании) инструмента регулирования корпоративных отношений. Вместе с тем регулирование отношений сторон посредством заключения АС по российскому праву до сих пор не позволяет достичь того уровня определенности, на который стороны привыкли рассчитывать при использовании данного института в ряде развитых иностранных юрисдикций.

Стороны акционерного соглашения

Дискуссия о том, кто может выступать стороной АС, была одной из самых острых в ходе Разработки и принятия поправок в Федеральный закон Об акционерных обществах от 26.12.95 № 208ФЗ (далее - Закон об АО ) в части законодательного закрепления института АС. По результатам дискуссий в Закон об АО в 2009 году были внесены положения[ii], которые отражали наиболее консервативный подход к данному вопросу: формально сторонами АС могли выступать только действующие акционеры общества. Такой ограничительный подход не удовлетворял потребностям коммерческого оборота, а также не соответствовал практике других государств. Например, в странах общего права стороной АС помимо акционеров могут выступать как третьи лица (кредиторы, конечные бенефициары, гаранты по обязательствам акционеров и иные заинтересованные лица), так и сама компания, в отношении которой заключено АС.

В ходе реформы гражданского и корпоративного законодательства изначальный подход был скорректирован в сторону большей либерализации. Так, с 01.09.2014 допускается участие кредиторов общества и иных третьих лиц в соглашениях, предмет которых, по сути, аналогичен предмету АС, при условии, что у этих лиц есть охраняемый законом интерес в таком участии (п. 9 ст. 67.2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)). Также было установлено, что правила о корпоративном договоре применяются к соглашению о создании хозяйственного общества (п. 10 ст. 67.2 ГК РФ), что означает возможность заключать АС между учредителями общества, которые ранее формально были лишены такой возможности в силу того, что на момент заключения АС не обладали статусом акционеров.

В настоящее время открытым остается вопрос о возможности участия в АС самого общества. Ни положения ГК РФ, ни положения Закона об АО прямо не предусматривают право общества выступать стороной АС. При этом действующее законодательство не запрещает обществу вступать в договорные отношения с акционерами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). В этой связи мы полагаем, что участие общества в АС следует признать допустимым. На наш взгляд, АС, стороной которого выступает общество, следует квалифицировать в качестве допустимого договора, содержащего в себе элементы АС и непоименованного договора между обществом и акционерами.

Участие общества в АС имеет практические цели.

Во-первых, часто для реализации положений АС требуется содействие со стороны общества. Участие общества в АС могло бы служить дополнительным механизмом обеспечения надлежащего исполнения положений АС. В том случае, если общество выступает стороной АС, нарушение АС со стороны общества может стать основанием для привлечения общества к гражданско-правовой ответственности перед акционерами - сторонами АС. Гражданско-правовая ответственность общества пе... ✂