СМЕШАННАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Одним из способов реструктуризации и оптимизации действующей системы управления в группах компаний и холдинговых структурах является реорганизация существующих юридических лиц с целью объединения или разделения бизнеса, передачи его активов, изменения уровня владения либо иного переформатирования бизнеса. Реорганизуемые компании могут существовать в разных организационно-правовых формах. При этом возможность проведения реорганизации в кратчайшие сроки является одним из основных факторов при принятии такого решения.

Ранее законодательство не позволяло проводить так называемую смешанную реорганизацию, в которой участвуют юридические лица, созданные в разных организационно-правовых формах, либо в результате которой создается юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Например, нельзя было присоединить ООО к АО или создать ООО в результате реорганизации АО в форме выделения или разделения. Это значительно увеличивало сроки, а также расходы на реорганизацию.

Однако с 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ), внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 99-ФЗ), которые изменили правила реорганизации. Теперь возможно проводить смешанные и совмещенные реорганизации.

Согласно новой редакции ст. 57 ГК РФ смешанная реорганизация подразумевает участие в процессе нескольких юридических лиц различных организационно-правовых форм. При совмещенной реорганизации происходит сочетание различных ее форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

Например, из АО можно будет выделить два ООО, одно из которых нужно присоединить к производственному кооперативу, а по второму провести слияние с другим ООО, в результате которого получим АО.

Очевидно, что возможность проведения смешанной реорганизации значительно сократит временные затраты по достижению поставленных юридическими лицами задач.

Совмещенная реорганизация

Совмещенная реорганизация ранее была разрешена только в акционерных обществах (ст. 19.1 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах", далее - Закон об АО) и в негосударственных пенсионных фондах (ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Теперь же она доступна для юридических лиц любых организационно-правовых форм и в различных ее комбинациях.

Конечно же, на практике бизнес будет стремиться использовать наиболее простые и эффективные варианты с точки зрения скорости реализации, а также финансовых и организационных затрат. Поэтому представляется, что потенциально востребованы будут следующие сочетания форм реорганизации:

  • выделение, осуществляемое одновременно с присоединением юридического лица, создаваемого в результате выделения, к другому юридическому лицу;
  • выделение, осуществляемое одновременно со слиянием юридического лица, создаваемого в результате выделения, с другим юридическим лицом (лицами);
  • разделение, осуществляемое одновременно с присоединением создаваемого в результате юридического лица к другому юридическому лицу;
  • разделение, осуществляемое одновременно со слиянием создаваемого в результате юридического лица с другим юридическим лицом (лицами);
  • присоединение, осуществляемое одновременно с преобразованием юридического лица, к которому осуществляется присоединение.

ГК РФ допускаются и иные сочетания, но они вполне покрываются приведенными выше либо смешанной реорганизацией.

Присоединение, осуществляемое одновременно с преобразованием юридического лица, к которому производится присоединение, - совершенно новая разновидность реорганизации. Она может быть востребована, например, когда в группе компаний различных организационно-правовых форм (АО и ООО) существует одна крупная (базовый актив) и несколько более мелких компаний. Если участники (акционеры) принимают решение о консолидации активов на базе одной компании, то логично присоединить мелкие компании к крупной, обладающей наибольшим количеством активов, осуществив одновременно преобразование.

К этому виду реорганизации можно обратиться и в том случае, если целью объединения компаний является вывод акций на биржу либо когда в результате присоединения к ООО число его участников превышает пятьдесят (максимально допустимое по закону количество).

Наиболее распространенным вариантом совмещенной реорганизации является выделение, осуществляемое одновременно с присоединением юридического лица, создаваемого в результате выделения, к другому юридическому лицу. В этом случае удается сохранить юридические и организационные возможности существующих юридических лиц. Конечно, пока практика применения такой реорганизации есть только в акционерных обществах.

Смешанная реорганизация

Что касается смешанной реорганизации, то она допускается для различных юридических лиц, однако законом могут быть установлены определенные ограничения в ее осуществлении.

Такие ограничения уже предусмотрены в ГК РФ:

  • участие в реорганизации юридических лиц разных правовых форм допускается, только если законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких форм в юридическое лицо другой из таких формы (п. 1 ст. 57 ГК РФ);
  • хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации (п. 3 ст. 68 ГК РФ);
  • религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы (п. 3 ст. 123.26 ГК ��Ф);
  • производственный кооператив может быть преобразован только в хозяйственное товарищество или общество (ст. 106.6 ГК РФ);
  • фонды, за исключением негосударственных пенсионных фондов, не могут быть реорганизованы (п. 3 и п. 4 ст. 123.17 ГК РФ);
  • потребительский кооператив может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд, жилищный или жилищно-строительный кооператив - только в товарищество собственников недвижимости (п. 3 ст. 123.2 ГК РФ);
  • общественная организация может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123.4 ГК РФ);
  • ассоциация (союз) - только в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123.8 ГК РФ);
  • товарищество собственников недвижимости - только в потребительский кооператив (п. 4 ст. 123.12 ГК РФ);
  • казачье общество - только в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (п. 2 ст. 123.15 ГК РФ);
  • община коренных малочисленных народов Российской Федерации - только в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (п. 3 ст. 123.16 ГК РФ);
  • частное учреждение - только в автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 3 ст. 123.23 ГК РФ);
  • автономная некоммерческая организация - только в фонд (п. 7 ст. 123.24 ГК РФ);
  • государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм только в случаях, предусмотренных законом (п. 7 ст. 123.22 ГК РФ).

На сегодняшний день самыми распространенными организационно-правовыми формами юридических лиц являются общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (АО).

Минэкономразвития подготовлены проекты поправок в законы об ООО и АО, регламентирующих порядок их реорганизации (проект Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон Об акционерных обществах" и Федеральный закон Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)" и проект Федерального закона О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации", далее - законопроект). Второй законопроект, помимо поправок в законы об ООО и АО, включает в себя изменения, подлежащие внесению в Федеральный закон О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно положениям законопроекта смешанная реорганизация с участием АО возможна, если законодательством допускается преобразование АО в юридическое лицо организационно-правовой формы каждого из других участников такой реорганизации и (или) их преобразование в АО. Аналогичное правило предусматривается в отношении ООО. Так, присоединение к АО одновременно хозяйственного товарищества и производственного кооператива будет признаваться смешанной реорганизацией. Однако, например, слияние ООО с фондом не может быть реализовано.

Кроме того, законопроект уточняет, что в результате смешанной реорганизации может быть создано юридическое лицо иной организационно-правовой формы по сравнению со всеми участниками данной процедуры (к примеру, в результате слияния ООО и хозяйственного товарищества может быть создано АО). В таком случае решение о реорганизации должно содержать не только общие положения о реорганизации, но и правила создания юридического лица, соответствующие специальному законодательству.

Применительно к совмещенным реорганизациям законопроект предусматривает особые правила для разделения (выделения), осуществляемого одновременно со слиянием (присоединением), а также для присоединения, проводимого одновременно с преобразованием. В то же время первый из указанных видов совмещенных реорганизаций является новеллой только в отношении ООО. Положения о такой процедуре для АО появились в законодательстве еще в 2006 году и получили относительно широкое применение на практике.

К сожалению, ни один из указанных законопроектов на сегодняшний день еще не внесен на рассмотрение ГД ФС РФ. Отсутствие должного правового регулирования, безусловно, затрудняет применение новелл ГК РФ о реорганизации на практике. Кроме того, помимо принятия закона в отношении хозяйственных обществ, потребуется внесение изменений в иное корпоративное законодательство, законодательство о регистрации, Стандарты эмиссии ценных бумаг.

Во многом от правил, которые будут закреплены в указанных документах, будет зависеть, насколько востребованными будут новые возможности реорганизации.

Защита интересов кредиторов и реорганизуемых лиц

Новеллы ГК РФ предлагают подход, учитывающий интересы как реорганизуемых лиц и их участников (членов, акционеров), так и кредиторов таких лиц (ст. 60 ГК РФ).

В целях защиты интересов кредиторов:

  • сохраняется их право потребовать досрочного исполнения обязательства, а при невозможности исполнения - его прекращения и возмещения вызванных этим убытков;
  • взамен досрочного исполнения реорганизуемое лицо может предоставить лишь безотзывную банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательства; иное обеспечение допустимо только по согласованию с кредитором;
  • если кредитору, потребовавшему досрочного исполнения (прекращения) обязательства, возмещения убытков, исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение, солидарную ответственность перед кредитором несут юридические лица, созданные в результате реорганизации (при выделении и реорганизованное лицо), а также их контролирующие лица (в данном случае лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридических лиц, члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора;
  • устанавливается солидарная ответственность реорганизованного юридического лица и созданных в результате реорганизации юридических лиц при существенном нарушении интересов кредиторов недобросовестным распределением активов и обязательств реорганизуемых юридических лиц, а также при отсутствии в передаточном акте указания на правопреемника по конкретному обязательству.

Для защиты интересов реорганизуемых лиц предусмотрены следующие гарантии:

  • при реорганизации в форме преобразования гарантии кредиторов (уведомление о реорганизации, право требовать досрочного исполнения обязательств) не применяются. Очевидно, что при смене организационно-правовой формы юридического лица интересы кредиторов не страдают;
  • устанавливается возможность для любых реорганизуемых лиц предоставить достаточное обеспечение взамен досрочного исполнения обязательств перед кредитором (ранее она существовала только для открытых акционерных обществ). Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если: 1) кредитор согласился принять такое обеспечение; 2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица;
  • сохраняется правило о том, что требования, заявленные кредиторами в связи с реорганизацией, не влекут ее приостановления;
  • кредиторы могут заявить требование о досрочном исполнении лишь в судебном порядке (раньше судебный порядок предъявления требований кредиторами распространялся лишь на случаи реорганизации ОАО в форме слияния, присоединения или преобразования);
  • существует возможность заранее установить в соглашении с кредитором условие о том, что у кредитора не возникает право требовать досрочного исполнения при реорганизации должника;
  • право требовать досрочного исполнения не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Передаточный акт

В обновленной ст. 58 ГК РФ, регулирующей правопреемство при реорганизации юридических лиц, закреплено лишь утверждение передаточного акта и только для случаев разделения и выделения.

При слиянии, присоединении и преобразовании закон теперь не требует подписания передаточного акта. Права и обязанности переходят в силу закона только к одному лицу.

Вместе с тем, данная норма не должна восприниматься как запрет утверждения или подписания лицами, участвующими в реорганизации, передаточного акта при слиянии, присоединении, если такие лица хотели бы зафиксировать точный состав активов и пассивов на момент их перехода. Важно лишь сохранение действия принципа, закрепленного в п. 2 ст. 58 ГК РФ, согласно которому права и обязанности при указанных формах реорганизации осуществляются вне зависимости от их указания в акте.

Новые правила ГК РФ выводят из употребления понятие разделительный баланс" и заменяют его на понятие передаточный акт". При этом устанавливается принцип, согласно которому, в случае если передаточный акт не позволяет выявить правопреемника реорганизованного общества по обязательствам и (или) если активы такого общества были распределены несправедливо, реорганизованное общество и вновь созданные в результате реорганизации общества несут солидарную ответственность по данным обязательствам.

Оспаривание реорганизации

Прежнее законодательство не содержало специальных правил оспаривания реорганизации, что порождало на практике сложности и споры по вопросу о возможности и последствиях оспаривания.

Новые правила предусматривают возможность признания решения о реорганизации недействительным для всех юридических лиц (ст. 60.1 ГК РФ).

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого лица (или третьих лиц, которым такое право предоставлено законом). Данное требование должно быть предъявлено в суд не позднее трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (законом может быть установлен иной срок).

Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в ее результате юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, которые были им совершены. Если же решение признано недействительным до окончания реорганизации, то правопреемство наступает только в отношении уже зарегистрированных новых юридических лиц, а в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами. При этом устанавливается солидарная ответственность созданного юридического лица по долгам своего правопредшественника в случае невозможности определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному ущемлению интересов участников общества, голосовавших против данного решения, и его кредиторов.

Для корпораций (к которым в числе прочих относятся хозяйственные общества) установлен также второй способ оспаривания реорганизации - признание реорганизации несостоявшейся. Последствия использования такого способа более существенны.

В случае признания реорганизации корпорации несостоявшейся восстанавливаются существовавшие до реорганизации юридические лица и одновременно прекращается существование созданных в результате реорганизации, о чем делается запись в ЕГРЮЛ. Сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с добросовестными лицами сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам.

Потребовать признать реорганизацию несостоявшейся можно, если решение о реорганизации корпорации ее участники не принимали или если для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, были представлены документы с заведомо недостоверными данными о реорганизации.

Регистрационный мораторий

В связи с появлением правил об оспаривании реорганизации при планировании указанной процедуры важно учитывать, что во всех формах реорганизации, влекущих создание нового юридического лица, государственная регистрация такого лица допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Это необходимая мера, поскольку признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидации образовавшегося в ее результате юридического лица, а также не служит основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким лицом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Без подобного моратория признание решения о реорганизации недействительным было бы бессмысленным, поскольку не предотвращало бы последствия этой незаконной реорганизации.

Вместе с тем новые нормы имеют ряд недостатков.

Так, мораторий касается только случаев регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации исключительно в форме выделения, разделения, слияния и преобразования. При присоединении же происходит лишь государственная регистрация прекращения деятельности присоединяемых юридических лиц. Законопроект предполагает распространить мораторий и на присоединение.

Судьба уставного капитала и акций

Наличие среди участников реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм влечет возникновение ряда вопросов, ответы на которые законодательство не содержит.

Один из таких вопросов: что происходит с уставным капиталом присоединяемого общества? Действующая редакция Закона об АО содержит положение о том, что договором о присоединении должен быть предусмотрен порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что договор о присоединении в числе прочего также должен содержать порядок формирования уставного капитала. Другими словами, участники реорганизации сами вольны определить порядок формирования уставного капитала реорганизуемого общества. Действующая практика показывает, что на сегодняшний день существует несколько способов формирования уставного капитала реорганизуемого общества.

Согласно первому варианту уставный капитал реорганизуемого общества не изменяется и остается в том же размере, в котором он существовал до реорганизации. При этом собственники реорганизуемых лиц также могут определить размер доли участия в уставном капитале общества после его реорганизации, отдельно стоит подчеркнуть, что законодательством не установлена обязанность соблюдения пропорции в уставном капитале.

Второй вариант является более распространенным на практике. Он заключается в том, что уставный капитал реорганизуемого общества формируется путем сложения уставных капиталов обществ, принимающих участие в реорганизации. В данном случае участники реорганизации также могут распределить доли участия в уставном капитале общества по своему усмотрению.

Еще одним важным вопросом при формировании уставного капитала реорганизуемого общества в форме АО является судьба акций. Действующее законодательство не разрешает этого вопроса. Но законопроект предлагает дополнить Закон об АО ст. 20.1, которой устанавливается правило, что договором о присоединении, утверждаемым участниками реорганизации, должен определяться порядок конвертации акций в акции и обмена акций на доли (паи) участвующих в реорганизации или создаваемых в результате реорганизации юридических лиц. Этой же статьей устанавливается обязанность предусмотреть в решении о реорганизации положения по вопросам создания такого юридического лица в случае создания в результате реорганизации компании иной организационно-правовой формы.

На практике возникает вопрос о допустимости проведения смешанной реорганизации до приведения Законов об ООО и АО в соответствие с новой редакцией ГК РФ. Статья 57 ГК РФ, вступившая в силу с 1 сентября 2014 г., может применяться уже сейчас, поскольку названная норма имеет прямое действие, и в силу п. 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ впредь до согласования законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, с положениями ГК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ГК РФ.

Однако некоторые ограничения не позволяют создавать АО в результате смешанной реорганизации либо присоединять к АО юридические лица, не являющиеся АО. Например, сегодня невозможно присоединить ООО к АО, а также выделить АО из ООО. Это связано с тем, что Законом об АО и Стандартами эмиссии ценных бумаг не предусмотрен такой способ размещения акций при реорганизации (во всех формах, кроме преобразования), как обмен долей в уставном (складочном) капитале или паев паевого фонда на акции.

Вместе с тем присоединение АО к ООО либо создание ООО в результате смешанной реорганизации в форме слияния возможно уже сегодня, поскольку эти разновидности реорганизации не связаны с процедурами эмиссии ценных бумаг.