Рекордная инфляция в США: чем она обусловлена и что может значить для российского рынка

Рекордная инфляция в США: чем она обусловлена и что может значить для российского рынка
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Согласно данным Бюро статистики труда США, по итогам апреля индекс потребительских цен в Соединенных Штатах вырос на 0,8% по сравнению с предыдущим месяцем – это самый быстрый месячный прирост с июня 2009 года. В годовом выражении темпы инфляции составили 4,2% после 2,6% в марте, что является рекордно высоким показателем с сентября 2008-го. Если темп инфляции будет оставаться на таком высоком уровне несколько месяцев подряд, это может привести к оттоку капитала с финансовых рынков развивающихся стран – в том числе с российского. О том, почему, и каковы риски такого сценария, рассказывают экономисты Coface – международной группы, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками.

 Резкий рост темпов инфляции в США, отмечают аналитики Coface, обусловлен резким увеличением потребительского спроса в связи окончанием локдаунов, высокими ценами на сырьевых рынках, ограничениями со стороны предложения и эффектом низкой базы. Несмотря на то, что текущий темп инфляции значительно превышает целевую планку Федеральной резервной системы США (2%), маловероятно, что в ближайшее время регулятор решит вмешаться. Аналитики Coface считают, что пик роста цен в Соединенных Штатах придется на этот квартал, однако существует риск, что период повышенных темпов инфляции может затянуться, что может вызвать рост волатильности на рынке страны и поставить Федрезерв перед непростой дилеммой.

 Что подорожало сильнее всего и почему?

 Значительная доля роста индекса потребительских цен обусловлена увеличением стоимости новых легковых и грузовых автомобилей – по сравнению с мартом она выросла на 10%. Также существенную лепту внесли рост мобильности населения, обусловленный окончанием локдаунов, и реализация отложенного спроса. Например, цены на авиабилеты выросли на 10,2%, на отели и другое жилье для краткосрочного найма – на 7,6%. Если учесть, что на 13 мая индексы цен в указанных категориях были на 16% и 6,1% соответственно ниже среднего показателя 2019 года, можно ожидать, что в ближайшие месяцы цены продолжат расти – как минимум до тех пор, пока не достигнут докризисного уровня.

 Резко подорожала энергия – на 25,1% в годовом выражении, в основном из-за роста цен на энергоносители на глобальном рынке. Также высокая инфляция наблюдалась в сегменте подержанных легковых и грузовых авто – их средняя цена выросла на 21%. Только на две данные категории пришлось порядка половины (48%) от общего показателя инфляции на рынке.

Такой рост цен во многом объясняется отставанием скорости роста предложения от скорости роста спроса, по мере того как экономика страны постепенно выходит из режима кризисной «заморозки». Стоит обратить внимание, однако, что также важную роль сыграл эффект низкой базы: в апреле 2020 года темпы инфляции из-за пандемии упали до очень низкого в годовом выражении уровня (0,3%), что несколько искажает картину при сравнении.

 В целом текущее ускорение темпов инфляции было предсказуемо. И Федрезерв, и эксперты частных компаний ожидали, что в апреле инфляция превысит целевую планку ФРС США на 2% из-за эффекта низкой базы и активного посткризисного восстановления американского рынка. Ни для кого не сюрприз, что после кризисов инфляция может довольно долго держаться на повышенном уровне – например, в 2011, когда рынок Штатов восстанавливался от мирового финансового кризиса, темпы инфляции превышали 3% целых 10 месяцев подряд.

 На данный момент, однако, нет однозначного ответа на вопрос о том, будет ли начавшееся в апреле ускорение темпов инфляции лишь краткосрочным трендом или же станет началом затяжного цикла роста цен.

 Риск затяжного периода роста цен в США исключить нельзя: чем это грозит развивающимся рынкам

 Есть основания предполагать, что апрельский показатель инфляции – пик, после которого темпы роста цен быстро замедлятся, однако нельзя исключить и другой сценарий – что темпы инфляции будут оставаться выше целевой отметки Федрезерва весь 2021 год.

 Взрывной рост потребительского спроса, связанный с отменой карантинных мер, наверняка истощит мощный начальный импульс уже в ближайшее время, и по мере нормализации эпидемиологической ситуации домохозяйства будут постепенно возвращаться к средним объемам потребления. Стоит, впрочем, отметить, что, несмотря на быстрый рост ВВП Штатов в первом квартале (+6,4% в годовом выражении), пока американский рынок не вернулся к докризисному уровню – так, например, коэффициент загрузки производственных мощностей в марте составил 74,4%, что значительно ниже показателя 2019 года (в среднем 77,8%). Уровень занятости также на 5,4% ниже докризисного, то есть сейчас в стране на 8,2 миллиона меньше рабочих мест, чем в феврале 2020-го.

 Эксперты Coface считают, что тревожная апрельская статистика едва ли побудит Федрезерв поднять процентную ставку или сократить программу покупки активов. Замглавы ФРС США Ричард Кларида ранее прокомментировал, что для того, чтобы принимать какие-либо решения, необходимо посмотреть, как ситуация будет развиваться в дальнейшем.

 «Базовый сценарий Coface не предполагает затяжного период высоких темпов роста инфляции в США, однако полностью исключить такой риск тоже нельзя, - говорит Василий Чекулаев, генеральный директор Coface Россия.

- Такое может случиться например, в том случае, если цены на сырьевые ресурсы, которые с весны 2020 года значительно выросли, продолжат расти. Если темпы инфляции будут держаться на повышенном уровне и в дальнейшем, участники рынка могут пересмотреть свои инфляционные ожидания, что может вылиться в рост доходности 10-летних казначейских облигаций США. Учитывая, какую большую роль на мировом рынке играют гособлигации Соединенных Штатов, рост их доходности может иметь глобальные последствия: в частности, может начаться быстрый отток капитала с рынков развивающихся стран – подобный такому, какой наблюдался на финансовых рынках в 2013 году, когда ФРС анонсировала постепенное сворачивание программы количественного смягчения.