Регистраторы и новая жизнь
Мне всегда была интересна тема регистраторского рынка, поэтому я решил написать материал про регистраторов, а чтобы написанное не было абстрактными измышлениями автора, я пообщался с теми, кто является лицом регистраторского рынка и во многом определяет его будущее.
Это были не только московские и не только крупнейшие регистраторы, а все, до кого удалось дотянуться живьем или по скайпу. Спасибо всем, кто нашел время и возможность поговорить со мной о регистраторской жизни1, и прошу прощения у тех, до кого не сумел добраться, - желаемое достижимо не всегда. Удалось услышать много интересного и иногда неожиданного. Так что большая часть этой статьи будет содержать не только и не столько фантазии автора, сколько взгляды лидеров отрасли на настоящее и будущее регистраторов.
Началась ли новая жизнь?
Жизнь каждый день новая, но всегда ли она принципиально отличается от старой? После бурных событий 20142015 гг., когда регистраторы приняли на обслуживание множество небольших акционерных обществ и в среднем примерно в два раза увеличили число своих клиентов, ничего сравнимого с этой страдой" в мире регистраторов не произошло. В этом, пожалуй, все сходятся, но с одной оговоркой. Да, действительно, революций за последние годы в регистраторском бизнесе не было, но при этом изменился окружающий мир. Упрощение удаленной идентификации, доступ к счетам через интернет и другие финтеховские новшества делают среду гораздо более цифровизированной" и прозрачной. Способы коммуникации с клиентами меняются, и если хочешь остаться на своем месте, то надо быстро бежать вперед и приспосабливаться к меняющейся обстановке. Так что все-таки, наверное, новая жизнь началась, хотя пока не сильно отличается от старой.
Хороший обзор регистраторского рынка приведен в статье И. Полякова2. Представленная в ней картина выглядит объективной, так что мы, ничем не противореча этому материалу, попробуем более внимательно посмотреть на детали и подробности.
Регистраторы, с которыми удалось пообщаться, очень разные, но есть несколько пунктов, в которых все сходятся:
- количество клиентов уменьшается (сужается база);
- растет давление регулятора. Все больше и больше ресурсов приходится выделять не на развитие, а на выполнение требований Банка России;
- продолжается консолидация отрасли.
Попробуем прокомментировать эти утверждения.
Каждый год после 2014 г. число акционерных обществ в среднем сокращалось на 1015%. Конечно, это были в основном мертвые и полумертвые АО, которые все равно не пришли бы на обслуживание к регистраторам, тем не менее число потенциальных клиентов уменьшается, и это беспокоит. Также постепенно снижается количество зарегистрированных лиц. Это естественный и неизбежный на данном этапе процесс. По сути, эмитенты, а не зарегистрированные лица являются основными клиентами регистраторов, но продолжающееся сокращение числа инвесторов также снижает доходы. Чем меньше зарегистрированных лиц - тем меньше захочет платить за обслуживание реестра эмитент. А есть еще поток небольших АО, недовольных постоянными хлопотами, вытекающими из требований закона, и меняющих форму собственности на, казалось бы, менее требовательное ООО3. Все это приводит к уменьшению числа клиентов и, соответственно, к снижению доходов. Хорошо бы, как в 2014 г., расшириться, получив новый бизнес, но ясных перспектив пока нет. До серьезных проблем у лидеров далеко, но многие начинают всерьез задумываться о своем будущем.
Критиковать регулятора - все равно что шуметь против ветра. Однако все без исключения регистраторы сходятся в том, что регулятивная нагрузка непрерывно, часто неоправданно растет и становится крайне обременительной. Особенно тяжело выдерживать ее небольшим и средним регистраторам. Некоторые говорят, что скоро больше половины сотрудников будут заниматься не обслуживанием клиентов, а контролем работающих и подготовкой отчетности для Банка России. Крупные регистраторы выдержать это могут, но жалуются на непродуманность и неопределенность ряда требований, особенно ругая переход к отчетности в формате XBRL. Боюсь, что никакой РегТех здесь не поможет, если мы не начнем, наконец, оценивать целесообразность регулирования и издержки его внедрения, которые неизбежно перекладываются на клиентов. Надо отчетливо понимать, во сколько обойдется рынку реализация того или иного нормативного документа. Стоит ли ожидаемый эффект этих издержек? Понимаю, за такое предложение можно и аттестата лишиться, но ведь когда-то надо начинать говорить об этом.
Уменьшение числа регистраторов и консолидация бизнеса - во многом объективный процесс. От сотен регистраторов в 1990-е гг. мы пришли к 30 с небольшим регистраторам сегодня. При этом не все из них независимы, и процесс объединения и поглощения продолжается4. Новых регистраторов за последние несколько лет образовалось всего три, и каждый раз это был, скорее, не бизнес, а решение определенной организационно-политической задачи. Последни... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.