РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ АКЦИОНЕРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

В последние годы наблюдается значительная правотворческая активность в сфере построения в России информационного общества, активно предпринимаются шаги в рамках уточнения и реализации государственной программы Российской Федерации Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 (редакция от 21.02.2015 г.).

Применительно к тематике настоящей статьи, важнейшими задачами ближайшего десятилетия в рамках реализации программы являются улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе; перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства; повышение открытости деятельности органов государственной власти.

Огромный импульс развитию законодательства в сфере правового регулирования электронного документооборота на организованном рынке ценных бумаг был задан Приказом ФСФР России от 25.03.2010 г. № 10-21/пз-н (ред. от 19.07.2012 г.) Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам". Документ определил основные принципы организации информационного обмена электронными документами с электронной подписью между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и Федеральной службой по финансовым рынкам. При этом приказ четко закрепил, что электронный документ считается исходящим от участника информационного обмена, если он подписан электронной подписью уполномоченного лица данного участника. Таким образом, был разработан и внедрен механизм безбумажного документооборота между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и регулятором.

Вслед за этим, буквально через полгода, были утверждены новые лицензионные требования для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.07.2010 г. № 10-49/пз-н Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" (редакция от 23.07.2013 г.)). Теперь и для самих участников рынка ценных бумаг для обмена документами и информацией между собой была введена обязанность обеспечения возможности обмена документами в электронно-цифровой форме с электронной подписью. При этом выработка технических стандартов обмена документами в электронной форме была возложена на саморегулируемую организацию профессиональных участников рынка ценных бумаг по согласованию с лицензирующим органом.

Таким образом, можно констатировать начавшееся распространение электронного документооборота на рынке ценных бумаг не только на уровне государственных регулирующих органов, но и на уровне профессиональных участников рынка.

Законодатель уделил внимание электронной безопасности, уровень которой должен быть максимально высоким при организации электронного документооборота на рынке ценных бумаг. Несмотря на то, что приведенные выше документы говорят о необходимости подписания электронных документов электронной подписью, что может создать иллюзию возможности использования простой электронной подписи, Федеральный закон № 63-ФЗ от 06.04.2011 г. Об электронной подписи" (редакция от 28.06.2014 г.) в п. 3 статьи 19 содержит оговорку, согласно которой в случаях, когда федеральные законы или иные нормативные акты, вступившие в силу до 01.07.2013 года, предусматривают использование электронной цифровой подписи, использованию подлежит усиленная квалифицированная электронная подпись.

Таким образом, основной массив нормативно-правовых актов, регулирующих электронный документооборот на рынке ценных бумаг, подпадает под требование использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

В ходе электронизации процедур документооборота, правоприменители столкнулись с необходимостью разграничения случаев использования электронной подписи юридическими лицами для внутренних целей - в корпоративных информационных системах, и для обмена информацией и документами с государственными органами и юридическими лицами, не подключенными к той же корпоративной информационной системе. В целях такого разграничения Минкомсвязи России в ответ на полученный запрос выпустило разъясняющее Письмо от 24.04.2013 г. № П8-1-01-4802 По вопросу использования видов электронной подписи в корпоративных информационных системах", предусматривающее со ссылкой на п. 1 статьи 3 ФЗ Об электронной подписи", что порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором данной системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней, если иное не установлено федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Таким образом, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют возможность использования простой электронной подписи в своих внутренних корпоративных системах, а также в системах электронного обмена информацией и документами между профессиональными участником рынка ценных бумаг и их клиентами. Такие системы, по сути, являются расширенным вариантом корпоративной информационной системы, доступ в которую невозможен для сторонних лиц.

Вместе с тем, для предоставления документов и информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг уполномоченным государственным проверяющим органам использование простой электронной подписи не допускается, необходима усиленная квалифицированная электронная подпись.

Необходимо отметить тенденцию последних нескольких лет, связанную с активным нормотворчеством в отношении реформирования рынка ценных бумаг. Вступил в силу Федеральный закон О центральном депозитарии" от 07.12.2011 г. № 414-ФЗ (редакция от 23.07.2013 г.), который в частности установил обязанность центрального депозитария, его клиентов и регистраторов при взаимодействии друг с другом осуществлять обмен информацией и документами в электронном виде. Стоит акцентировать внимание, что в соответствии с данным законом предусмотрена уже именно обязанность, а не опция между использованием бумажного или электронного документа.

Вообще, данный закон продемонстрировал большую заботу законодателя об организаторах рынка ценных бумаг, публичных акционерных обществах, акции которых прошли процедуру листинга на бирже и являются ликвидными на вторичном рынке обращения ценных бумаг. Однако на текущий момент количество таких акционерных обществ, бумаги которых представляют реальный интерес для частных инвесторов, составляет всего около 1% от всех зарегистрированных в России акционерных обществ. Акции остальных обществ не имеют вторичного рынка, однако как сами такие эмитенты, так и их акционеры также нуждаются в получении возможности пользоваться удобными и безопасными электронными сервисами во взаимодействии с профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Необходимость создания равных условий доступа к услугам регистраторов однозначно осознается Банком России как лицензирующим органом на рынке ценных бумаг, что получило отражение в проекте Положения О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг", размещенном на официальном сайте ЦБ РФ (www.cbr.ru, раздел Проекты нормативных актов").

Так, вышеуказанный проект предлагает введение нового лицензионного требования по обеспечению регистратором, осуществляющим ведение реестров владельцев ценных бумаг публичных акционерных обществ, приема документов от зарегистрированных лиц через свои филиалы и/или представительства, и/или трансфер-агентов с 1 июля 2016 года не менее чем в тридцати субъектах Российской Федерации, с 1 июля 2017 года - не менее чем в сорока субъектах, с 1 июля 2018 года - не менее чем в пятидесяти субъектах, а с 1 июля 2019 года - не менее чем в шестидесяти субъектах РФ. Однако данное требование не планируется применять к тем регистраторам, которые заключат соглашения об электронном взаимодействии с зарегистрированными лицами, составляющими более пятидесяти процентов от общего количества лиц, зарегистрированных в реестрах владельцев ценных бумаг, ведение которых осуществляет регистратор.

Иными словами, отрасль будет поставлена перед выбором - либо ежегодно существенно наращивать сеть филиалов, представительств, трансфер-агентов, либо один раз разработать и внедрить полноценную систему электронного взаимодействия с зарегистрированными лицами. Если новые лицензионные требования в итоге будут приняты, можно будет говорить об окончательной электронизации взаимодействия регистратора на всех уровнях - с уполномоченными государственными органами, с другими профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а теперь и с зарегистрированными лицами.

Таким образом, запланированное лицензионное нововведение продолжает сложившуюся к настоящему моменту тенденцию: именно регистраторы становятся центром корпоративной жизни для акционерных обществ-эмитентов, чьи акции не обращаются на бирже, и для акционеров таких обществ.

На протяжении последних двух лет прогрессивные регистраторы активно разрабатывали и успешно внедряли системы электронного документооборота, призванные перевести обмен документами и информацией между регистратором и эмитентами, находящимися у него на обслуживании, в электронный вид. При этом регистраторы, уже наработавшие положительную практику в этом направлении, такие как, например, ОАО Реестр", отмечают тенденцию высокой востребованности электронных сервисов у эмитентов.

В настоящее время прогрессивные регистраторы начинают задумываться над конструированием системы электронного подписания договоров с клиентами, чему во многом может способствовать принятый 08.03.2015 года, вступающий в силу с 01.06.2015 года Федеральный закон № 42-ФЗ О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации".

Отдельного анализа заслуживает тема электронизации сервисов, востребованных непосредственно акционерами. Это прежде всего получение информации по ценным бумагам и сервисы, связанные с голосованием на общих собраниях акционеров.

Остановимся подробнее на вопросе, связанном с общими собраниями акционеров. Дело в том, что 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Применительно к нашему вопросу, особое внимание обращает на себя пункт 3 статьи 67.1, который устанавливает, что принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается следующим образом: для публичных акционерных обществ - лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров и осуществляющим функции счетной комиссии такого общества; для непубличных акционерных обществ - путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров этого общества и выполняющим функции счетной комиссии. Данные положения не применяются к хозяйственным обществам с единственным участником.

Таким образом, на законодательном уровне введен дополнительный механизм защиты прав акционеров, направленный на предотвращение подделки протоколов общих собраний хозяйственных обществ, повышение правовой дисциплины хозяйственных обществ в сфере корпоративного документооборота и, как следствие, повышение доверия третьих лиц, включая государственные органы, к протоколам общих собраний. Данное нововведение также способствует уже отмеченной в настоящей статье тенденции повышения роли регистратора в корпоративной жизни акционерных обществ - клиентов регистратора. Отныне принятие решений общего собрания даже самого небольшого акционерного общества перестает быть в чистом виде его внутренним актом.

Вместе с тем, подготовка и проведение годового общего собрания акционеров остается достаточно трудоемкой процедурой, требующей непосредственного участия в собрании исполнительного органа общества-эмитента, акционеров или их уполномоченных представителей и сотрудников регистратора, уполномоченных им на осуществление функций счетной комиссии на общем собрании. У организаторов очного собрания для допуска акционеров к участию в собрании возникает обязанность вручить акционеру под роспись бюллетень для голосования, у акционеров возникает необходимость корректного заполнения бумажных бюллетеней, их подписания и направления в общество.

Одним словом, бумажный документооборот для осуществления волеизъявления акционера на общем собрании представляется достаточно трудоемким, велика вероятность ошибок и описок при оформлении такого бумажного бюллетеня. В этой связи регистраторы как эксперты в области подготовки и проведения общих собраний акционеров начинают задумываться над переходом на следующий этап электронизации своей профессиональной деятельности - расширения своих корпоративных электронных систем до уровня акционеров и их представителей, принимающих участие в общих собраниях акционеров. Внедрение такого сервиса могло бы значительно облегчить процесс голосования на общем собрании акционеров, снизило бы процент испорченных и недействительных бюллетеней, создало бы дополнительную гарантию того, что голос каждого акционера действительно повлияет на принимаемое решение.

Представляется также, что сервис был бы особенно востребован акционерными обществами с большим количеством акционеров, обществами, в которых акционеры значительно удалены от места проведения собрания, да и всеми акционерными обществами-эмитентами был бы востребован сервис, позволяющий получать волеизъявление акционеров по всем вопросам повестки дня.

Вместе с тем, специальное отраслевое законодательство не всегда успевает за волей федерального законодателя. Так, на сегодняшний день открытыми остаются некоторые практические вопросы, связанные с обработкой и хранением электронных бюллетеней для голосования на общих собраниях акционеров.

Так, Постановление ФКЦБ № 03-33/пс от 16.07.2003 г. Об утверждении положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ" говорит об оригинале бюллетеня, очевидно, предполагается, что он зафиксирован на бумажном носителе, что должно обеспечить реализацию права акционера на ознакомление с документами общества, перечисленными в п. 1 ст. 89 в соответствии со статьей 91 Федерального закона Об акционерных обществах". В этой связи у регистратора возникает вопрос - в каком виде передавать бюллетени в общество на обязательное бессрочное архивное хранение, особенно в связи с обязательным переходом на новые стандарты подготовки бюллетеней для голосования в электронном виде, не позволяющие при распечатке прочитать без использования специальных технических устройств фактическую информацию, содержащуюся в документе.

Хочется надеяться, что все препятствия на пути электронизации процесса оформления бюллетеня для голосования на общем собрании акционеров в конечном счете будут сняты к общему удовольствию всех заинтересованных сторон.