Получение согласия ФАС России на заключение сделок с акциями и долями

Российское антимонопольное законодательство предусматривает особый механизм контроля за сделками, в результате которых происходит перераспределение прав, воплощенных в акциях или долях. Целью контроля экономической концентрации является предупреждение случаев, когда перераспределение корпоративных прав может привести к усилению доминирующего положения на рынке и к ограничению конкуренции.

Механизм антимонопольного контроля за сделками заключается в том, что до их заключения покупатель обязан обратиться в антимонопольный орган с ходатайством и получить согласие регулятора.

Какие сделки с акциями и долями необходимо согласовывать с антимонопольными органами?

Первое, с чем приходится сталкиваться на практике, - это определение того, необходимо ли в принципе согласовывать сделку с антимонопольным органом. Такая необходимость возникает, если сделка соответствует определенному набору критериев, которые можно разделить на две группы:

  • финансовые критерии;
  • критерии, относящиеся к последствиям сделки.

Для определения критериев, которые применимы к конкретной сделке, прежде всего следует определить статус компании, голосующие акции (доли в уставном капитале) которой планируется приобрести (объект экономической концентрации, или ОЭК).

Если ОЭК является финансовой организацией, применяются специальные правила, установленные п. 3, 5-7 ч. 1 ст. 27 и ст. 29 Закона о защите конкуренции1. В ином случае применяются общие положения, а именно п. 1, 2, 4, 8 ч. 1 ст. 27, и ст. 28 Закона о защите конкуренции.

При этом под финансовой организацией понимается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

После того как статус ОЭК определен, необходимо установить, к какому виду сделок относится планируемая сделка. Если такая сделка связана с созданием объекта экономической концентрации или его реорганизацией, а равно с заключением соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, подлежит применению ст. 27 Закона о защите конкуренции.

Если сделка связана с приобретением голосующих акций (долей в уставном капитале) объекта экономической концентрации или его имуществом, применяется ст. 28 или ст. 29 Закона о защите конкуренции (с учетом статуса ОЭК, указанного выше)2.

Финансовые критерии

В случае когда приобретаются акции финансовой организации, единственным финансовым критерием является стоимость активов по последнему балансу ОЭК. С учетом действующих нормативных актов3 сделка с акциями (долями) финансовой организации потребует получения согласия антимонопольного органа, если стоимость активов ОЭК превышает:

  • 31 млрд руб. - в отношении кредитных организаций;
  • 3 млрд руб. - в отношении микрофинансовых организаций;
  • 2 млрд руб. - в отношении негосударственных пенсионных фондов;
  • 1 млрд руб. - в отношении организаторов торговли;
  • 500 млн руб. - в отношении обществ взаимного страхования, кредитных потребит... ✂