Особенности рынка M&A в современных кризисных условиях
Введение
Традиционно ситуация на рынке слияний и поглощений отражает происходящие структурные экономические изменения, характерные для того или иного исторического периода1. Нынешний этап развития рынка слияний и поглощений не стал исключением и также отражает основные черты современного экономического кризиса.
В первую очередь к таковым чертам относится массовый уход стратегических (отраслевых) иностранных инвесторов с российского рынка.
Следовательно, основная сделочная активность сосредоточена на «выходе» иностранных инвесторов из российских активов.
При этом специфика сделок выражается не столько в массовости ухода иностранных инвестиций, сколько в причинах и процедуре их ухода с российского рынка.
Традиционно триггерами для начала M&A-активностей выступают результаты стратегического планирования, в рамках которого потенциальные продавцы приходят к выводам о необходимости продажи отдельных групп, бизнес-единиц, продуктовых линий и проч. и перенаправления вырученных средств в новые отрасли (внешнее инвестирование) или в развитие иных существующих отраслей (внутреннее инвестирование)2.
Однако в нынешний период решению о продаже бизнеса, как правило, не предшествует проведение указанного стратегического планирования. Напротив, во главу угла ставятся не экономические выгоды, а оперативность «ухода» с российского рынка3.
Срочность проведения сделок зачастую не позволяет провести надлежащую проверку актива. Кроме того, искусственный рост предложения и общая экономическая нестабильность, а также неготовность российских инвесторов приобретать иностранные активы в указанных условиях создают существенные проблемы с оценкой бизнеса.
В результате на практике распространение получили следующие направления.
Во-первых, продажа бизнеса по модели «как есть» (as is) с существенным дисконтом и, во‑вторых, номинальная продажа бизнеса с возможностью иностранных инвесторов вернуться на российский рынок.
В этой связи с точки зрения бизнес-логики происходящие сделочные процессы сложно назвать традиционными M&A-сделками.
Более того, природа номинальной продажи ближе к реструктуризации бизнеса с созданием квази-номинальных структур или вовсе к доверительному управлению, нежели чем к M&A-рынку.
Описанная специфика проявляется и в юридической плоскости. Нами была выделена специфика продажи бизнеса «как есть», а также номинальной продажи.
ПРОДАЖА БИЗНЕСА «КАК ЕСТЬ»
Несмотря на описанную выше искаженность бизнес-логики, приводящей к продаже активов по модели «как есть», указанные сделки так или иначе сохраняют в себе черты M&A и также требуют сопровождения.
При этом помимо обстоятельств, традиционно уч... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.