Особенности рынка M&A в современных кризисных условиях

Введение

Традиционно ситуация на рынке слияний и поглощений отражает происходящие структурные экономические изменения, характерные для того или иного исторического периода1. Нынешний этап развития рынка слияний и поглощений не стал исключением и также отражает основные черты современного экономического кризиса.

В первую очередь к таковым чертам относится массовый уход стратегических (отраслевых) иностранных инвесторов с российского рынка.

Следовательно, основная сделочная активность сосредоточена на «выходе» иностранных инвесторов из российских активов.

При этом специфика сделок выражается не столько в массовости ухода иностранных инвестиций, сколько в причинах и процедуре их ухода с российского рынка.

Традиционно триггерами для начала M&A-активностей выступают результаты стратегического планирования, в рамках которого потенциальные продавцы приходят к выводам о необходимости продажи отдельных групп, бизнес-единиц, продуктовых линий и проч. и перенаправления вырученных средств в новые отрасли (внешнее инвестирование) или в развитие иных существующих отраслей (внутреннее инвестирование)2.

Однако в нынешний период решению о продаже бизнеса, как правило, не предшествует проведение указанного стратегического планирования. Напротив, во главу угла ставятся не экономические выгоды, а оперативность «ухода» с российского рынка3.

Срочность проведения сделок зачастую не позволяет провести надлежащую проверку актива. Кроме того, искусственный рост предложения и общая экономическая нестабильность, а также неготовность российских инвесторов приобретать иностранные активы в указанных условиях создают существенные проблемы с оценкой бизнеса.

В результате на практике распространение получили следующие направления.

Во-первых, продажа бизнеса по модели «как есть» (as is) с существенным дисконтом и, во‑вторых, номинальная продажа бизнеса с возможностью иностранных инвесторов вернуться на российский рынок.

В этой связи с точки зрения бизнес-логики происходящие сделочные процессы сложно назвать традиционными M&A-сделками.

Более того, природа номинальной продажи ближе к реструктуризации бизнеса с созданием квази-номинальных структур или вовсе к доверительному управлению, нежели чем к M&A-рынку.

Описанная специфика проявляется и в юридической плоскости. Нами была выделена специфика продажи бизнеса «как есть», а также номинальной продажи.

ПРОДАЖА БИЗНЕСА «КАК ЕСТЬ»

Несмотря на описанную выше искаженность бизнес-логики, приводящей к продаже активов по модели «как есть», указанные сделки так или иначе сохраняют в себе черты M&A и также требуют сопровождения.

При этом помимо обстоятельств, традиционно уч... ✂