Налоговые последствия опционов на акции и доли в уставных капиталах организаций
В российском правовом поле опционы как относительно четко сформулированная в законе категория появились только с поправками в Гражданский кодекс РФ 2015 года. Согласно ст. 429.2 Гражданского кодекса РФ в силу соглашения о предоставлении опциона на заключение договора (опцион на заключение договора) одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне право заключить один или несколько договоров на условиях, предусмотренных опционом.
Опцион на заключение договора предоставляется за плату или другое встречное предоставление, если иное не предусмотрено соглашением, в том числе заключенным между коммерческими организациями. Другая сторона вправе заключить договор путем акцепта такой оферты в порядке, в сроки и на условиях, которые предусмотрены опционом.
Также ст. 429.3 Гражданского кодекса РФ введено понятие опционного договора, в соответствии с которой по опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий (в том числе уплатить денежные средства, передать или принять имущество), и при этом, если управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, опционный договор прекращается. Опционным договором может быть предусмотрено, что требование по опционному договору считается заявленным при наступлении определенных таким договором обстоятельств.
До этого опционы также существовали, однако в большей степени это относилось к производным финансовым инструментам, которые, кроме как на финансовых площадках, особым спросом не пользовались.
Если было необходимо обязать совершить другую сторону какие-либо действия по заранее определенным условиями, например, при структурировании сделок с частным капиталом (private equity) в венчурный капитал (venture capital), или предоставить мотивационную программу топ-менеджерам компании, пользовались преимущественно иностранным правом.
Если условия требовали применения российского права, оформляли либо предварительный договор, либо, пользуясь принципом свободы договора, заключали на свой страх и риск соглашения, которые в судах могли квалифицироваться либо как смешанные договоры, либо как договоры, не указанные в Гражданском кодексе. При этом все такие варианты сулили не только возможности, но и проблемы разного масштаба: от принятия управленческих решений в условиях отсутствия четкого регулирования при разрозненной и плохо пр... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.