Корпоративная коррупция. Феномен «параллелизации бизнеса». Часть 1

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Что такое корпоративная коррупция"? Всегда ли коррупционное поведение в компании или группе компаний выражается в неких активных действиях? Какие формы может принять параллелизация бизнеса"? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

Корпоративный сектор отечественной экономики принимает активное участие в разрешении многотрудной национальной проблемы противостоянии коррупции. 21 сентября 2012 года лидеры четырех ведущих бизнес-объединений страны подписали Антикоррупционную хартию российского бизнеса".

Документ, как указано в его официальной аннотации, предусматривает внедрение компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, которые коснутся не только ситуации внутри компаний, но также отношений с партнерами по бизнесу и с государством, закупок на основе открытых торгов, финансового контроля, обучения и работы с персоналом, содействия правоохранительным органам и т. д. В настоящее время реестр участников Хартии насчитывает более 3550 членов1.

В ряде крупных публичных компаний, следующих призывам Хартии, разработаны и одобрены в качестве внутреннего документа, утверждаемого обычно решением совета директоров, антикоррупционные политики".

В то же время анализ судебной и корпоративной практики обнаруживает значительные резервы в деятельности владельцев и топ-менеджеров компаний по радикальной профилактике коррупционных проявлений. Основными полагаем следующие.

  • Некритическое восприятие авторами локальных нормативных актов компаний определений коррупции (в том числе корпоративной), содержащихся в государственных источниках нормативной и рекомендательной природы, приводит, по нашему убеждению, к обеднению его содержательной трактовки и представлений о многообразии форм.
  • В сегменте умеренно крупного бизнеса противодействие внутрифирменной коррупции, как правило, не рассматривается как актуальная задача стратегического плана, а в сегменте МСБ ее если и замечают вообще, то обычно интерпретируют в аспекте персональной лояльности ведущих менеджеров хозяину бизнеса".
  • Далеко не во всех крупных публичных компаниях борьба с корпоративной коррупцией интерпретируется как комплексная операционная проблема, решение которой должно быть адресовано не только совету директоров и ревизорам, но и, по сути, всем структурным подразделениям центрального аппарата компании. Досадное комильфо в этой области внутрифирменного регулирования - наличие в своде корпоративных правил помянутой антикоррупционной политики" или иного сугубо программного или декларативного текста по теме" при отсутствии актуализируемого в соответствии с изменением правоприменительной практики и при этом доступного всем заинтересованным участникам корпоративно-правовых отношений методического инструментария предотвращения коррупционной практики.
  • Необоснованно игнорируются достижения международной кодификации контркоррупционной деятельности компаний, в том числе, как ни странно, российских компаний, имеющих бизнес за границей. Удивительно и то, что в условиях пресловутого санкционного давления не уделяется должного внимания соответствующим нормативным источникам западных стран, обращенным к экстерриториальному применению.
  • Очевидно ошибочным мэйнстримом в данной области является трактовка корпоративной коррупции исключительно как проблемы предотвращения недобросовестного корпоративного поведения топ-менеджеров и иных лиц наемного труда, сотрудничающих с компанией, при деликатном" отнесении решения аналогичной задачи для совладельцев бизнеса к сфере их собственного усмотрения.
  • Мобилизация компаниями, в том числе кр... ✂