КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

16 августа 2004 года вступил в действие Федеральный закон О коммерческой тайне", который более десяти лет рассматривался в Госдуме и в Совете Федерации. Данный закон позволяет упорядочить установление, функционирование и прекращение отношений, связанных с коммерческой тайной.

В первых трех статьях закона (статьи 1-3) дается определение коммерческой тайны и основных понятий, с ней связанных, а также указывается законодательство, регулирующее возникновение, передачу и охрану коммерческой тайны.

Так коммерческая тайна в законе определена как конфиденциальность информации. Данная конфиденциальность дает возможность обладателю коммерческой тайны получить при равных возможностях экономическую выгоду в виде сохранения на рынке, в виде увеличения доходов и сокращения расходов. Содержание коммерческой тайны - это экономическая, в том числе финансовая, научно-техническая, в том числе ноу-хау", и производственная информация.

Чтобы вышеуказанная информация получила статус коммерческой тайны, в отношении этой информации обладателем должен быть введен режим коммерческой тайны. Кроме того, эта информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, она неизвестна никому, кроме ее обладателя. Также не должно быть свободного доступа к этой информации.

Режим коммерческой тайны определен в законе как меры, которые предпринимает ее обладатель для охраны ее конфиденциальности. Эти меры носят правовой, организационный, технический и иной характер.

Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законодатель определяет лицо, которое владеет информацией по следующим критериям:

  • лицо владеет коммерческой информацией на законном основании;
  • лицо ограничило доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;
  • и данное лицо установило в отношении указанной информации режим коммерческой тайны.

Также дается определение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, - это ознакомление определенных лиц с данной информацией с согласия ее обладателя при условии сохранения конфиденциальности этой информации. Здесь также указано, что передача информации, составляющей коммерческую тайну, контрагенту по сделке осуществляется обладателем коммерческой тайны на основании договора. В качестве условий договора обязательно условие о принятии контрагентом мер по охране конфиденциальности коммерческой тайны.

Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, определено в законе как передача информации органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций. Здесь же определено такое понятие, как разглашение информации, составляющей коммерческую тайну. Разглашение - это действия, направленные на то, что коммерческая тайна становится известной третьим лицам без согласия обладателя коммерческой информации, в том числе вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Законодатель отнес отношения, связанные с функционированием института коммерческой тайны, к гражданско-правовым отношениям, указав, что законодательство о коммерческой тайне определяется Гражданским кодексом и другими законами.

Необходимо отметить, что информация, составляющая коммерческую тайну, является лишь частью конфиденциальной информации как информации с ограниченным доступом. Согласно нормам Федерального закона Об информации, информатизации и защите информации" информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. В свою очередь в соответствии с Указом Президента РФ Перечень сведений конфиденциального характера" конфиденциальная информация состоит из сведений о персональных данных гражданина, сведений, составляющих тайну следствия и судопроизводства, служебной тайны и т.д., в том числе и сведений, составляющих коммерческую тайну.

На практике зачастую происходит смешение этих понятий. Так, в одном комментарии настоящего закона был сделан следующий вывод. Специализированный регистратор по соглашению с эмитентом может устанавливать в договоре на ведение реестра владельцев именных ценных бумаг ограничения на выдачу акционерам информации, которую они вправе получить от регистратора. При этом автор необоснованно ссылается на положения настоящего закона. Сведения, которыми обладает регистратор, являются сведениями о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющими идентифицировать его личность (персональные данные), и на эти сведения не может быть распространен режим коммерческой тайны. К персональным данным применимы режимы, устанавливаемые Федеральным законом Об информации, информатизации и защите информации".

В статье 4 закона содержится норма о том, кому принадлежит право решать, относится или нет информация к коммерческой тайне. Данное право принадлежит обладателю такой информации с учетом положения данного Закона. Так, информация, полученная исследователем в ходе систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, даже если эта информация составляет коммерческую тайну, и ей обладает другое лицо.

Информация, составляющая коммерческую тайну, считается полученной законно, если она получена по договору от ее обладателя. Здесь же даются основные признаки информации, полученной незаконно:

  • полученная информация составляет коммерческую тайну и получатель умышленно преодолевал меры по ее охране;
  • получатель информации знал, что получает информацию от лица, не имеющего право на ее передачу получателю.

Весьма важна для понимания совокупности норм закона статья 5, закрепляющая состав сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Она аналогична нормам Постановления Правительства РСФСР О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". Итак, перечислим сведения, не могущие составлять коммерческую тайну:

  1. Содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.
  2. Содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности.
  3. О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов.
  4. О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом.
  5. О численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест.
  6. О задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.
  7. О нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.
  8. Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности.
  9. О размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.
  10. О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
  11. Обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Ст. 6 Закона определяет порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну. Так, обладатель данной информации предоставляет ее (обязан) на безвозмездной основе по требованию органа государственной власти, иного госоргана, органа местного самоуправления. Требование госоргана должно быть мотивировано, подписано уполномоченным должностным лицом, должно содержать правовое обоснование цели запроса, а также срок предоставления информации. Если обладатель информации не предоставил ее по требованию государственного органа, последний может истребовать ее в судебном порядке.

Кроме того, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также орган, получивший ее, обязаны предоставлять такую информацию по запросу правоохранительных органов: судов, прокуратуры, органов следствия и дознания - по делам, находящимся в их производстве.

На документах - носителях информации, составляющей коммерческую тайну, предоставленных в вышеуказанные органы, должен содержаться гриф коммерческая тайна" с указанием полного наименования обладателя информации и места его нахождения или жительства.

Права обладателей коммерческой тайны закреплены в ст. 7 Закона. Данные права приобретаются владельцем с момента установления режима коммерческой тайны для той или иной информации. Обладатель имеет следующие права:

  1. Устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны.
  2. Использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд.
  3. Разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации.
  4. Вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации.
  5. Требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.
  6. Требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации.
  7. Защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

В статье 8 говорится, кто может быть обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений. Таким лицом является работодатель. Если в ходе выполнения трудовых обязанностей работник получает результат, относимый к правовой охране в качестве изобретения, то данные отношения также регулируются законодательством РФ об интеллектуальной собственности (патентное законодательство).

В ст. 9 закреплены положения о режиме коммерческой тайны в отношении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и иных работ, выполненных в рамках государственного заказа (контракта).

Ст. 10-13 Закона посвящены охране коммерческой тайны. Общими мерами обеспечения соблюдения конфиденциальности информации являются следующие:

  • разработка перечня информации, относящейся к коммерческой тайне;
  • ограничение и регламентирование доступа к носителям информации;
  • определение круга лиц, имеющих права доступа к информации;
  • разработка и закрепление правил по регулированию отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, в системе трудовых договоров, договоров с контрагентами;
  • нанесение на документы, договора, составляющие коммерческую тайну надписи конфиденциальная информация", при этом необходимо указывать обладателя информации (место нахождения, наименование).

После принятия вышеуказанных мер режим коммерческой тайны считается установленным.

Кроме того, обладатель информации, признанной коммерческой тайной, вправе применить разрешенные, не противоречащие закону, методы и средства технической защиты носителей конфиденциальной информации.

Законодатель определил, что меры по охране конфиденциальной информации признаются достаточными, если их исполнение исключает доступ к коммерческой тайне любых лиц без согласия ее обладателя. Также этими мерами обеспечивается возможность использования коммерческой тайны работниками и контрагентами по гражданско-правовым договорам при ее передаче без нарушения режима коммерческой тайны.

Ст. 11 Закона посвящена охране конфиденциальной информации в рамках трудовых правоотношений. Здесь работодатель для охраны коммерческой тайны обязан:

  • составить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ознакомить с указанным перечнем под роспись всех сотрудников, доступ к коммерческой тайне которых необходим по долгу службы;
  • ознакомить под роспись сотрудников с режимом коммерческой тайны и мерой ответственности за его нарушение;
  • обеспечить условия для соблюдения режима коммерческой тайны на рабочих местах.

Получение работником сведений, составляющих коммерческую тайну, осуществляется только с его согласия, за исключением случая, когда получение таких сведений прямо предусмотрено его трудовыми обязанностями. В случае незаконного установления режима коммерческой тайны относительно информации, к которой работник получил доступ при исполнении им своих трудовых обязанностей, он может обжаловать это в суде.

Для защиты конфиденциальности информации работник должен придерживаться следующих правил. Он обязуется:

  • выполнять установленный в организации режим коммерческой тайны;
  • не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну, и не использовать без согласия работодателя и его контрагентов эти сведения в личных целях;
  • вернуть все имеющиеся у него документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну;
  • не разглашать вышеуказанные сведения после окончания трудового договора. Если между работником и работодателем было заключено соглашение о неразглашении коммерческой тайны с указанием срока такого неразглашения, то работник обязан хранить молчание по поводу коммерческой тайны в тече

При разглашении коммерческой тайны работник обязан возместить причиненный работодателю ущерб.

Если разглашение коммерческой тайны произошло из-за форс-мажорных обстоятельств или работодатель не обеспечил осуществление режима коммерческой тайны, то убытки работником или бывшим работником не возмещаются.

Данной статьей также предусмотрено, что трудовой договор с руководителем организации должен предусматривать его обязанности и ответственность за охрану коммерческой тайны.

Статья 12 определяет порядок защиты коммерческой тайны в отношениях между ее обладателем и его контрагентами по договорам.

Такой порядок регулируется законом и договором. В частности, согласно нормам главы 37 Гражданского Кодекса сторона договора подряда, получившая сведения, составляющие коммерческую тайну, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.

В любом гражданско-правовом договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальности и установлена обязанность стороны по договору, получившей конфиденциальные сведения, по возмещению убытков при разглашении коммерческой тайны. Если в договоре нет специальных указаний об этом, то сторона по договору, получившая конфиденциальные сведения, сама определяет способы защиты информации, полученной в рамках договора. Данная сторона обязана немедленно сообщить обладателю сведений, составляющих коммерческую тайну, факты попыток разглашения коммерческой тайны или факты незаконного получения и использования такой информации.

Сам обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, переданной им стороне по договору, не может разглашать коммерческую тайну до окончания срока действия договора. Он также не может в одностороннем порядке прекратить защиту конфиденциальной информации, если иное не указано в договоре.

Любая из сторон гражданско-правового договора, если иное не предусмотрено условиями договора, обязана будет возместить убытки другой стороне, если не обеспечит охрану коммерческой тайны.

Статья 13 и статья 15 регулируют вопросы охраны коммерческой тайны при ее предоставлении органам государственной власти, иным государственным органам.

Так здесь указано, что в соответствии с данным законом и другими федеральными законами органы государственной власти обязаны обеспечить защиту информации, составляющей коммерческую тайну, которая предоставляется им хозяйствующими субъектами. На должностных лиц государственных органов законом возложена обязанность не разглашать другим лицам информацию, которую они получили в качестве коммерческой тайны в силу выполнения должностных обязанностей.

В свою очередь, непредоставление обладателем сведений, составляющих коммерческую тайну, органам государственной власти по их законным требованиям, влечет для обладателя ответственность согласно законодательству РФ. Так, согласно статьям 19.7. и 19.8. КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган или должностному лицу соответствующих сведений влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

Статья 14 посвящена ответственности за нарушение требований Федерального закона О коммерческой тайне". Нарушение этих требований влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству.

Так, статья 13.14 Кодекса об административных правонарушениях гласит: Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда".

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статью 183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну". Данная статья предусматривает следующие виды ответственности:

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет".

И здесь не лишним будет еще раз повторить: приведенные статьи законодательства, предусматривающие ответственность за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, применимы на практике лишь после того, когда владелец такой информации введет в отношении нее режим коммерческой тайны.

В заключение рассмотрим несколько коллизий, возникающих на практике по поводу применения института коммерческой тайны.

Судебный пристав-исполнитель истребовал у акционерного общества информацию и документы, необходимые для исполнительного производства, в том числе результаты аудиторских проверок и бухгалтерские балансы за определенный период времени. Общество подало жалобу на действия пристава, мотивируя это тем, что указанные сведения составляют коммерческую тайну.

Суд признал действия пристава правомерными, так как запрос судебным приставом-исполнителем был сделан в соответствии с нормами Федерального закона Об исполнительном производстве". Запрошенная информация не представляла собой коммерческую тайну.

Также суд уточнил, что право истребования данных, в первую очередь, у самого должника, в том числе о его финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрено соответствующими нормативными актами МНС РФ.

Акционеры - физические лица, имеющие в совокупности более 25 % от общего числа акций, обратились к эмитенту с требованием о предоставлении им для ознакомления в помещении исполнительного органа документов общества, в том числе документов первичного бухгалтерского учета.

Эмитент отказал в предоставлении акционерам документов первичного бухгалтерского учета

Акционеры обратились с иском в суд, который удовлетворил исковые требования. В решении было указано, что ответчик в нарушение действующего законодательства и положений своего устава незаконно лишает истцов права на получение информации о деятельности данного общества.

Довод эмитента-ответчика о том, что Федеральным законом О бухгалтерском учете" и нормативными актами Минфина РФ документы первичного бухгалтерского учета отнесены к сведениям, составляющим коммерческую тайну предприятия, судом был отвергнут. Суд посчитал, что согласно Федеральному закону Об акционерных обществах" к данным сведениям нельзя ограничивать доступ акционеров, и эти сведения должны быть в обязательном порядке раскрыты для акционеров общества. Указанная информация, по мнению суда, согласно статьи 5 Федерального закона О коммерческой тайне" не может составлять коммерческую тайну.