Как построить взаимодействие внутреннего аудита с владельцами бизнеса и менеджментом

31 окт - 12:46
31 окт - 13:50

Внутренний аудит исторически воспринимался собственниками и руководством как «полиция» или «ревизор», чья главная задача — искать ошибки и выявлять виновных. Такое представление не только устарело, но и стало серьезным препятствием на пути к эффективному управлению рисками и достижению целей компаний.

Сегодня успешная функция внутреннего аудита (далее — ВА) — это не надзиратель, а стратегический партнер для владельцев бизнеса, генерального директора, руководителей подразделений и дочерних обществ. Ее цель — помочь бизнесу достигать своих стратегических целей, стать устойчивее и эффективнее, повысить качество принимаемых решений, а не найти как можно больше недостатков. Эффективный внутренний аудит — это результат партнерства, где каждая сторона вносит свой вклад в совершенствование работы организации.

В данной статье рассмотрены подходы к выстраиванию успешного взаимодействия внутреннего аудита с собственниками бизнеса, советом директоров и менеджментом компании для максимизации пользы от внутреннего аудита.

ФУНДАМЕНТ: ТРИ СТОЛПА СОВРЕМЕННОГО ВА

Построение эффективного взаимодействия требует продуманной системы, основанной на доверии, прозрачности и добавленной стоимости. Прежде чем выстраивать коммуникацию, необходимо заложить прочный фундамент, который позволит ВА выполнять свои функции.

  1. Независимость и объективность ВА как основа доверия. Это краеугольный камень эффективного ВА. Независимость — это не про изоляцию, а про непредвзятость. Внутренний аудит должен иметь возможность объективно оценивать процессы, не опасаясь давления со стороны менеджмента. Именно непредвзятость делает мнение ВА ценным для совета директоров и собственников. В связи с этим существенным условием для эффективного взаимодействия является обеспечение прямой подотчетности ВА совету директоров и позиционирование на таком уровне в организации, который позволяет беспрепятственно осуществлять деятельность ВА.
  1. Фокус ВА на добавленной стоимости, а не на поиске ошибок. Деятельность аудита должна быть направлена на повышение стоимости компании. Руководитель ВА должен задать себе вопрос: как его функция помогает компании сэкономить деньги, оптимизировать процесс, избежать потерь или открыть новые возможности? Если ответа нет, пришло время менять подход. Руководители подразделений с гораздо большей готовностью пойдут на контакт, если увидят во ВА союзника в решении операционных проблем, а не контролера, который отвлекает ресурсы и выносит на поверхность только негатив. Одна из задач внутреннего аудита — заработать репутацию профессионала, к которому можно обращаться за консультационной поддержкой.
  1. Проактивность и клиентоориентированность. Внутренний аудитор не должен ждать, когда его позовут на «место преступления». Необходимо быть на шаг впереди, изучать не только регламенты, но и бизнес-процессы, рыночные тенденции, новые риски (киберугрозы, изменения в законодательстве). Важно б... ✂
Дворянинов Семен Директор департамента внутреннего аудита АО Агрохолдинг «СТЕПЬ», член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов». Лауреат в номинации «Руководитель службы внутреннего аудита года» 2022 года. Получал образование в следующих учебных заведениях: Московский государственный горный университет, Институт профессиональных финансовых менеджеров и Московская Высшая школа экономики. Получил аттестат ЦБ РФ серия 5.0: Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Свою профессиональную карьеру Семен Дворянинов начал в 2000 году. В рамках деятельности разрабатывал ключевые индикаторы рисков по результатам аудитов всех бизнес-процессов различных компаний, принимал участие в создании стратегий развития бизнес-направлений в гостиничном бизнесе, страховании, операционном лизинге, промышленности и АПК, а также проводил оценку компаний в рамках M&A-проектов. Сформировал и управлял функцией внутреннего аудита «с нуля» в компаниях: АО УК «ТРАСНФИНГРУП», ПАО «ТГК-14», СК «Цюрих», ООО «АЛМА ПРОДАКШН». Внедрил систему внутреннего контроля в российском подразделении Mitsubishi Motors, которая успешно прошла внешнюю оценку на соответствие требованиям Токийской Фондовой Биржи. Провел трансформацию системы внутреннего контроля и реорганизовал функцию Комплаенс в СК ЭРГО Россия.