Как построить взаимодействие внутреннего аудита с владельцами бизнеса и менеджментом
Внутренний аудит исторически воспринимался собственниками и руководством как «полиция» или «ревизор», чья главная задача — искать ошибки и выявлять виновных. Такое представление не только устарело, но и стало серьезным препятствием на пути к эффективному управлению рисками и достижению целей компаний.
Сегодня успешная функция внутреннего аудита (далее — ВА) — это не надзиратель, а стратегический партнер для владельцев бизнеса, генерального директора, руководителей подразделений и дочерних обществ. Ее цель — помочь бизнесу достигать своих стратегических целей, стать устойчивее и эффективнее, повысить качество принимаемых решений, а не найти как можно больше недостатков. Эффективный внутренний аудит — это результат партнерства, где каждая сторона вносит свой вклад в совершенствование работы организации.
В данной статье рассмотрены подходы к выстраиванию успешного взаимодействия внутреннего аудита с собственниками бизнеса, советом директоров и менеджментом компании для максимизации пользы от внутреннего аудита.
ФУНДАМЕНТ: ТРИ СТОЛПА СОВРЕМЕННОГО ВА
Построение эффективного взаимодействия требует продуманной системы, основанной на доверии, прозрачности и добавленной стоимости. Прежде чем выстраивать коммуникацию, необходимо заложить прочный фундамент, который позволит ВА выполнять свои функции.
- Независимость и объективность ВА как основа доверия. Это краеугольный камень эффективного ВА. Независимость — это не про изоляцию, а про непредвзятость. Внутренний аудит должен иметь возможность объективно оценивать процессы, не опасаясь давления со стороны менеджмента. Именно непредвзятость делает мнение ВА ценным для совета директоров и собственников. В связи с этим существенным условием для эффективного взаимодействия является обеспечение прямой подотчетности ВА совету директоров и позиционирование на таком уровне в организации, который позволяет беспрепятственно осуществлять деятельность ВА.
- Фокус ВА на добавленной стоимости, а не на поиске ошибок. Деятельность аудита должна быть направлена на повышение стоимости компании. Руководитель ВА должен задать себе вопрос: как его функция помогает компании сэкономить деньги, оптимизировать процесс, избежать потерь или открыть новые возможности? Если ответа нет, пришло время менять подход. Руководители подразделений с гораздо большей готовностью пойдут на контакт, если увидят во ВА союзника в решении операционных проблем, а не контролера, который отвлекает ресурсы и выносит на поверхность только негатив. Одна из задач внутреннего аудита — заработать репутацию профессионала, к которому можно обращаться за консультационной поддержкой.
- Проактивность и клиентоориентированность. Внутренний аудитор не должен ждать, когда его позовут на «место преступления». Необходимо быть на шаг впереди, изучать не только регламенты, но и бизнес-процессы, рыночные тенденции, новые риски (киберугрозы, изменения в законодательстве). Важно б... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.
