Долгосрочная система мотивации топ-менеджмента: выбираем оптимальную
На фоне дефицита квалифицированных кадров бизнесу как никогда необходимы инструменты, позволяющие повысить вовлеченность сотрудников в деятельность компании, удержать ключевых сотрудников, снизить затраты на привлечение новых. Грамотно сформированная программа долгосрочной мотивации является стратегическим инструментом, который укрепляет лояльность, повышает эффективность и конкурентоспособность компании (как на рынке в целом, так и на рынке труда).
Наиболее распространенными в мире и эффективными на практике видами долгосрочной мотивации являются опционные, пенсионные и страховые программы.
В российской действительности такие программы встречаются нечасто, в основном в крупнейших компаниях с высокоразвитой корпоративной культурой и мощным HR-департаментом. Однако и компании из категории среднего бизнеса также могут использовать такие программы с целью удержания значимых сотрудников.
Выбор конкретной мотивационной программы зависит от масштабов бизнеса, организационно-правовой формы компании, планов развития и готовности принимать налоговые и корпоративные риски.
Разберем основные разновидности опционных программ: фантомные опционы, опционы на доли в ООО, опционы на акции непубличного АО и опционы на акции публичного общества (включая компании, вышедшие или планирующие выход на IPO), а также рассмотрим преимущества и недостатки пенсионной и страховой программ как инструментов долгосрочной мотивации.
ФАНТОМНЫЕ ОПЦИОНЫ
Суть инструмента
Фактически программа фантомных опционов представляет собой программу премирования, привязанную к стоимости бизнеса и/или размеру сформированной чистой прибыли. Сотруднику предоставляется «виртуальная» доля или акция, которая не дает корпоративных прав, но обеспечивает денежные выплаты при достижении KPI или определенных событий (например, IPO).
Закрепляется программа в «трудовых» документах: положении о премировании, трудовых договорах.
Плюсы:
- Простая реализация: не требуется изменение структуры капитала.
- Выплаты аналогичны премиям, документируются через положения о премировании.
- Можно учитывать расходы при расчете налога на прибыль при корректном оформлении.
- Прозрачная и понятная материальная мотивация на достижение конкретных целей: устанавливается конкретный KPI и просчитываемый заранее размер вознаграждения за его достижение.
Минусы:
- Для сотрудника — это только деньги, без ощущения «реального участия» в капитале.
- Выплаты облагаются не только НДФЛ (13–22%), но и страховыми взносами.
- Не формируется долгосрочная лояльность, сопоставимая с владением долей в бизнесе.
Кому подходит
Компаниям, не готовым давать сотрудникам право на участие в капитале, право на участие в принятии решений, но желающим ... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.
 Иванов Петр
 Иванов Петр 
 Ковалёв Вадим
 Ковалёв Вадим 
 Круглова Людмила
 Круглова Людмила 
 Вербицкий Владимир
 Вербицкий Владимир 
 Дворянинов Семен
 Дворянинов Семен 
 Волощенко Ксения
 Волощенко Ксения Михальчук Юлия
 Михальчук Юлия Брижик Екатерина
 Брижик Екатерина Лимаренко Никита
 Лимаренко Никита Бунина Наталья
 Бунина Наталья Коршакова Дарья
 Коршакова Дарья Таут Сергей
 Таут Сергей Зуев Василий
 Зуев Василий Волковой Дмитрий
 Волковой Дмитрий
 Болотнов Илья
 Болотнов Илья Курлова Анастасия
 Курлова Анастасия Шорникова Ирина
 Шорникова Ирина Топлакалцян Седа
 Топлакалцян Седа Котлов Илья
 Котлов Илья