Инсайдерская информация: суть и примеры, кто такой инсайдер?
1. Простыми словами, что такое инсайдер?
Внутренняя информация - это нераскрытая информация о событиях, которые существенно влияют на листинг ценных бумаг (обычно акций). Эта информация может относиться к слияниям, поглощениям, изменениям в дивидендной политике, неожиданным результатам в будущей отчетности, изменениям в совете директоров и другим важным фактам в деятельности организации.
Члены совета директоров и старшие сотрудники компании имеют доступ к секретной информации. Это означает, что они могут передать их членам семьи, родственникам, друзьям и даже случайным знакомым. В результате любой, кто совершил инсайдерскую торговлю, сможет извлечь выгоду из роста или падения ценных бумаг компании, покупая или продавая их до того, как информация станет общедоступной - это то, что мы делаем. Мы называем это инсайдерской торговлей. Другими словами, инсайдер - это несправедливое преимущество человека или избранной группы над другими участниками рынка.
Использование такой информации запрещено практически во всех странах мира, в том числе в России. Однако это никоим образом не означает, что руководство и сотрудники не имеют права вести дела с ценными бумагами компании, в которой они работают. Запрещается использовать в торговле только конфиденциальную информацию: если кому-то известны внутренние данные, он должен воздерживаться от ведения бизнеса до тех пор, пока об этом не станет известно. В противном случае существует риск серьезных юридических споров с последствиями вплоть до высоких штрафов и тюремного заключения: американские надзорные органы очень серьезно относятся к таким сделкам.
Не менее важной причиной запрета стало то, что возможность инсайдерской торговли снижает вовлеченность населения в инвестиционную деятельность. Почему? Если клиенты брокеров поймут, что на них зарабатывают те, кто имеет несправедливое преимущество в виде конфиденциальной информации, то количество людей, желающих вложить свои деньги в ценные бумаги, может значительно уменьшиться. А если количество инвесторов уменьшается, то уменьшается и приток капитала в компанию, что негативно сказывается на экономическом росте.
Таким образом, государству выгодно поддерживать долю на фондовом рынке с целью повышения инвестиционной привлекательности отечественных компаний. Кстати, именно с этой целью ИИС появился в России в 2015 году.
2. Внутренняя информация: рождение и развитие
Первым государством, признавшим необходимость запрета инсайдерской информации, стали Соединенные Штаты Америки. Публичное осуждение инсайдерской торговли началось в начале 20 века, но законодательный запрет на такие операции имел место только в 1934 году с принятием Закона о овцах. И только через 8 лет, в 1942 году, соответствующие изменения были внесены в Закон о ценных бумагах и биржах. Новое правило запрещало всем инвесторам «молчать о существенных фактах»: в этой формулировке началась история борьбы с инсайдерской информацией.
Долгое время новые нормы закона вообще не соблюдались: запрет был лишь формальностью. Сдвиг начался в 1966 году, когда возник первый юридический прецедент: 13 сотрудников Texas Gulf Sulfur Company были обвинены в неправомерном использовании инсайдерской информации. Их обвинили в использовании информации об открытии нового прибыльного месторождения для получения прибыли на бирже.
Примечательно, что обвинения были предъявлены не только руководству компании, которое до последнего момента не разглашало информацию о новом месторождении, но и геологам, изучавшим местность. Практически все подсудимые были признаны виновными и наказаны лишением свободы.
Вслед за США подобные операции начали постепенно запрещать во всем мире. В 1948 году в японском законодательстве появились ограничения на использование инсайдерской информации, но в относительно четкой формулировке запрет действовал только в 1988 году. С 2000 года по закону публикация такой информации на сайте компании считается быть раскрытием.
В 1989 году была принята Директива Европейского Союза 89/592 / EEC, которая также запрещает использование инсайдерской информации на территории Европейского Союза. Самые мягкие наказания за торговлю с использованием конфиденциальной информации в Италии (только штрафы), самые суровые в Великобритании (до 7 лет тюрьмы).
Интересен тот факт. Существуют биржевые фонды, которые используют так называемого легального инсайдера - например, ETF Guggenheim Insider Sentiment (NFO). Фонд формируется путем отслеживания публичных заявлений корпоративных сотрудников, которые хорошо знают свое дело, но не используют конфиденциальную информацию.
3. Практика современного законодательства
В 21 веке Соединенные Штаты остаются лидером в раскрытии преступлений, связанных с инсайдерской торговлей. Несмотря на то, что неправомерное использование инсайдерской информации запрещено во многих странах мира, наказания за них обычно недостаточно суровы.
В России ответственность за обнаружение инсайдерской торговли и других мошеннических действий на рынке ценных бумаг лежит на Центральном банке. Теоретически ей грозит уголовная ответственность по ст. 185.6, который предусматривает штраф до 1 миллиона рублей, принудительные работы на срок до 4 лет или лишение свободы на срок до 6 лет.
4. Аналитики и инсайдеры
Аналитики любят говорить о том, что будет с ценными бумагами отдельных компаний или даже всего рынка - хотя на самом деле это простая догадка, основанная на многочисленных данных разной степени достоверности, которые сопровождают любое крупное акционерное общество. Или экономика в целом. Аналитики зарабатывают деньги, только постоянно делая прогнозы (и чем они убедительнее на словах, тем больше на них спрос), но они никогда не несут ответственности за результат этого прогноза деньгами.
Для инсайдеров все наоборот: они почти наверняка знают, куда двинутся котировки (хотя они только предполагают, насколько сильным и долгим будет движение), но никому об этом не говорят и используют инсайдерскую информацию - если они нарушат закон - для собственного заработка. В крайнем случае делят это между узким кругом людей. И если в России это вполне может пройти безнаказанно, то в западных юрисдикциях никому не рекомендуется шутить с инсайдерскими сделками.