Что такое нормативный правовой акт?

1. Нормативный правовой акт (НПА)

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме законотворческим органом в пределах своей компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. 

Нормативный правовой акт имеет силу только после опубликования. Также могут быть прописаны разные сроки вступления нормативного правового акта в силу— например:  конкретная дата вступления НПА в законную силу,  или указание срок, через который акт вступает в силу.

Нормативные правовые акты для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это —и «Собрание законодательства Российской Федерации публикуются на следующих ресурсах:

- Российская газета

- Официальный интернет-портал правовой информации: Главная страница ▪ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)

2. Иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы в Российской Федерации

Конституция РФ  - это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

 

3. Международные договоры

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

4. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы

5. Федеральные подзаконные правовые акты

К Федеральным подзаконным правовым актам относятся:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ. 
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти. 

6. Конституции (уставы) субъектов Федерации

В 5 статье Конституции Российской Федерации закрепляется специальное право субъектов Российской Федерации издавать те или иные документы учредительного порядка – конституции или устав субъекта. Республики имеют специальные личные конституции, в то время как другие субъекты Российской Федерации (города федерального значения, области, а также края, области автономного характера и автономные округа) – уставы.

Согласно 66 статье Конституции Российской Федерации статус какого-либо субъекта Российской Федерации по большей части определяется именно федеральной Конституцией, а также его уставом. Конституция того или иного субъекта Российской Федерации – это основные законы, а также акты учредительного порядка, которые определяют статус субъекта учитывая его специфику и основываясь на правах, которые отмечены Конституцией Российской Федерации.

7. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

Закон субъекта Российской Федерации — нормативный правовой акт субъекта России, принимаемый законодательным (представительным) органом власти субъекта по предметам ведения субъекта и по предметам совместного ведения субъекта и Российской Федерации и обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов субъекта России.

Законы субъекта имеют действие только на территории соответствующего субъекта. Закон субъекта должен соответствовать Конституции России, федеральным конституционным законам, федеральным законам и конституции (уставу) субъекта. В случае противоречия между законом субъекта и федеральным законом по вопросам совместного ведения применяется федеральный закон, если противоречие между законом субъекта и федеральным законом по предметам ведения субъекта применяется закон субъекта.

8. Подзаконные правовые акты субъектов Российской Федерации 

Подзаконные правовые акты субъектов Федерации  - это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции. На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.