ИНСАЙД: ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Новый закон и его последствия для акционерных обществ, их работников и инвесторов.

Федеральный закон О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" (далее - Закон), принятый летом нынешнего года, накладывает новые обязанности на эмитентов, профучастников, государственные органы.

Несмотря на специфический характер закона, нарушителями его норм может стать практически любой человек или организация, предупреждают эксперты.

Нет торгов - нет инсайда

Цель закона - предотвратить такие злоупотребления, как манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации.

Признак манипулирования рынком - отклонение цены торгующихся активов от реальной рыночной цены в нужную манипуляторам сторону (т. е. общая цена сделок завышается или занижается, а значит, фактически перестает быть рыночной).

В случае с использованием для совершения сделок инсайдерской информации отдельные лица получают возможность совершить сделки, точно зная (на основании известной им информации о компании или активе), каким образом изменится в ближайшее время цена акций компании или финансового актива, в то время как остальные участники рынка еще пребывают в неведении.

Таким образом, хотя эти злоупотребления очень разнятся по своей природе и механизмам осуществления, они приводят к одному и тому же нарушению: возможности совершать сделки по фактически нерыночным ценам в ущерб остальным участникам финансового рынка.

Поскольку объем ежедневных торгов на финансовом рынке огромен, эти правонарушения способны причинить ущерб, исчисляемый миллионами и даже миллиардами долларов. И поэтому новым законом предусмотрена не только серьезная административная ответственность в виде крупных штрафов и дисквалификации, но и уголовная ответственность - вплоть до 6-7 лет лишения свободы.

Важная деталь: упомянутые правонарушения становятся возможными именно благодаря наличию организованного рынка. Поэтому предметом регулирования Закона являются отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены (или в отношении которых подана заявка о допуске) к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Закона), для краткости далее все их будем именовать активы".

То есть в отношении акций, например, закрытого акционерного общества данный Закон применяться не будет, т. к. эти ценные бумаги не могут обращаться на организованном рынке, но если, к примеру, ЗАО выпустит облигации, которые будут допущены к торгам, то тогда данный Закон будет применяться к нему в полной мере.

Однако, несмотря на особый предмет регулирования, любой человек или организация могут стать нарушителями норм нового Закона.

Что такое инсайдерская информация?

В соответствии со ст. 2 Закона к инсайдерской относится:

  • точная и конкретная информация (т. е. это не слухи, не гипотезы, не прогнозы, не исследования и не оценки),
  • которая не была распространена (т. е. сделана доступной неограниченному кругу лиц),
  • или предоставлена определенному кругу лиц в соответствии с законодательством о ценных бумагах,
  • распространение или предоставление которой способно оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах (т. е. информация должна быть действительно важной для рынка, критерии существенности влияния на цены разработает ФСФР РФ),
  • и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации (причем в соответствии со ст. 3 Закона эти перечни будут исчерпывающими).

Последний пункт очень важен, поскольку абсолютно любая информация (например, сведения о состоянии здоровья главы компании или даже прогноз погоды) в определенной ситуации может существенным образом повлиять на котировки. Поэтому если перечень информации будет открытым, то представляется практически невозможным установить границы должного поведения и соответствующего контроля.

Наличие исчерпывающего перечня дает всем участникам ясное понимание того, какая именно информация подпадает под действие данного закона.

Не лишним будет еще раз обратить внимание на то, что с момента, когда инсайдерская информация стала доступна определенным Законом участникам рынка или же неограниченному кругу лиц (например, опубликована в СМИ или распространена через Интернет), она перестает быть инсайдерской, и любые действия с ней или на ее основе будут законными. Правда, это не освобождает от соблюдения обязанности по надлежащему раскрытию или предоставлению инсайдерской информации (п. 3 ст. 6 Закона).

Раскрытие как лекарство от инсайда

В Законе это прямо не указано, но из совокупности его норм следует, что, как только появилась инсайдерская информация, она должна быть доведена до сведения участников рынка (ведь ее неизвестность делает текущую цену актива нерыночной).

Исходя из понимания того, как должна использоваться инсайдерская информация, становятся понятны те прямые запреты, которые устанавливаются в ст. 6 Закона, а именно:

  • запрещается использовать инсайдерскую информацию для осуществления операций с соответствующим активом (за исключением исполнения ранее заключенных сделок);
  • запрещается на основе инсайдерской информации давать рекомендации, обязывать или побуждать третьи лица к приобретению или продаже соответствующих активов;
  • запрещается передавать инсайдерскую информацию третьим лицам (за исключением лиц, включенных в список инсайдеров, и только в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральным законом, трудовых обязанностей или исполнением договора),
  • то есть запрещается извлекать выгоду из неизвестности этой информации другим участникам рынка.

В отношении запрета на передачу инсайдерской информации есть серьезное исключение, за которое активно выступали в ходе обсуждения законопроекта сами СМИ: инсайдерскую информацию можно передавать для опубликования в средства массовой информации (п. 3 ст. 6 Закона). Это сделано для того, чтобы была возможность довести важную информацию до всего рынка, если лица, обязанные это делать, скрывают ее (что достаточно распространено).

Но это не значит, что данная норма создает некую оффшорную зону", исключение из общего правила. Нет. Для того, чтобы данное действие было правомерным, информация должна быть передана для целей опубликования, поэтому любые попытки использовать ее прямо или косвенно для совершения сделок будут незаконными до тех пор, пока данная информация не станет известна участникам рынка. Это также соответствует международной практике.

Итак, если сотрудник узнал, что компания открыла новое нефтяное месторождение, и быстро купил ее акции до того, как эту информацию объявили и акции поднялись в цене, - он нарушил законодательство об инсайде; если этот сотрудник пришел домой, рассказал о перспективах жене, и они решили от ее имени через знакомого брокера купить акций - то и сотрудник, и жена нарушили законодательство об инсайде; если же он позвонил и велел жене купить акции - в лучшем случае только он один ответит за нарушение закона; если он посоветовал своему знакомому покупать акции - сотрудник нарушил законодательство об инсайде; и даже если он просто рассказал эту информацию своему знакомому брокеру - скорее всего он ответит за нарушение закона об инсайде.

Вот таким образом практически любой человек, который окажется в этой или иной цепочке неправомерного использования инсайдерской информации, может стать субъектом административного или уголовного правонарушения, за которые предусмотрена суровая ответственность.

До шести лет лишения свободы

В соответствии с новой ст. 185.6 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), умышленное осуществление операций с использованием инсайдерской информации, а равно побуждение или обязывание их совершить, а также дача рекомендаций, если это деяние причинило ущерб, повлекло извлечение дохода или позволило избежать убытков на сумму, превышающую 2,5 млн. рублей, признается уголовным преступлением и будет наказываться либо штрафом от 300 тыс. рублей до суммы зарплаты (дохода) за три года, либо лишением свободы на срок от 2 до 4 лет, причем к последнему дополнительно могут быть добавлены и штраф, и дисквалификация до 3 лет.

Умышленная передача инсайдерской информации, которая повлекла указанные выше последствия, согласно той же статье УК РФ также является уголовным преступлением и будет караться еще более жестоко: штрафом от 500 тыс. рублей до суммы зарплаты (дохода) за период до 4 лет, или лишением свободы на срок до 6 лет, также дополнительно к которому возможен и штраф, и дисквалификация до 4 лет.

Неправомерное использование инсайдерской информации, при котором нет указанных выше последствий (ущерб/доход/избежание убытков на сумму свыше 2,5 млн. рублей), согласно новой редакции ст. 15.21 КоАП (Кодекса об административных правонарушениях РФ) будет признаваться административным правонарушением и повлечет за собой ответственность для физических лиц в виде штрафа от 3 до 5 тыс. рублей; для должностных лиц - от 30 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее 700 тысяч рублей.

Рассматривать административные правонарушения в области неправомерного использования инсайдерской информации будет ФСФР России, но она может по своему решению передать рассмотрение этого дела в суд (п. 1 ст. 23.47, п. 2 ст. 23.1 КоАП).

Кроме того, существует также гражданско-правовая ответственность, в соответствии с которой все лица, которым в результате неправомерного использования инсайдерской информации причинены убытки, вправе требовать их возмещения от лиц, в результате действий которых были причинены такие убытки (п. 7 ст. 7 Закона), а это могут быть достаточно серьезные суммы, т. к. в результате сокрытия информации другие участники рынка совершали свои сделки по нерыночной цене.

Не несут ответственности только те лица, которые не знали или не должны были знать, что данная информация является инсайдерской, либо совершили указанные операции по поручению (распоряжению) другого лица (п. 2, п. 5 ст. 7 Закона), т. е. в нашем примере брокер, скорее всего, не будет отвечать, если он просто выполнил указание своего клиента купить акции (и не покупал ничего для себя и других своих клиентов, не передавал информацию дальше), а жена, скорее всего, не будет привлечена к ответственности, если она не понимала характера информации или просто выполнила прямое указание мужа купить акции.

Инсайдеры и инсайдеры

Только разобравшись с тем, что такое инсайдерская информация, можно начать разбираться, кто такие инсайдеры. Это как курица и яйцо: не очень понятно, то ли информация инсайдерская, потому что она исходит от инсайдера, то ли инсайдером становятся в силу того, что обладают инсайдерской информацией. На самом деле есть и то, и другое.

Итак, при анализе ст. 4 Закона представляется, что к инсайдерам, как источникам образования инсайдерской информации, закон относит следующие категории лиц:

  1. Эмитенты и управляющие компании (здесь нужно помнить о том, что предметом регулирования являются исключительно активы, торгующиеся на организованном рынке, соответственно эмитенты и управляющие компании должны иметь отношение к таким активам);
  2. Хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ О защите конкуренции" реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации;
  3. Организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
  4. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
  5. Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России.

Остальные лица, перечисленные в данной статье, становятся инсайдерами в силу того, что они на определенном основании получают доступ к инсайдерской информации. К таким основаниям закон относит:

  • договоры, заключенные с соответствующими лицами, в том числе с аудиторами (аудиторскими организациями), оценщиками (включая юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональными участниками рынка ценных бумаг, кредитными организациями, страховыми организациями;
  • владение не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в п. 1-4, а также владение акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц, которое дает доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;
  • должность в совете директоров (наблюдательном совете), коллегиальном исполнительном органе, должность единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), должность в ревизионной комиссии указанных юридических лиц, управляющих организаций;
  • наличие доступа к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);
  • должность в государственных органах исполнительной власти, органах власти субъектов, местного самоуправления, во внебюджетных фондах, Банке России, Национальном банковском совете, в том числе соответствующие работники и служащие;
  • раскрытие или предоставление информации соответствующего лица (соответствующие информационные агентства);
  • присвоение рейтинга лицам или ценным бумагам (рейтинговые агентства);
  • трудовой или и (или) гражданско-правовой договор физического лица.

Новые обязанности

У части инсайдеров появляется обязанность утвердить перечни инсайдерской информации (как вы помните, только информация, включенная в перечень, может быть признана инсайдерской).

Все перечни инсайдерской информации должны будут раскрываться на официальном сайте соответствующей организации в сети Интернет (п. 4 ст. 3 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона перечни инсайдерской информации утверждают:

  • эмитенты;
  • управляющие компании;
  • лица, включенные в соответствующий реестр Федеральной антимонопольной службы как занимающие доминирующее положение;
  • профучастники;
  • банки, обслуживающие соответствующие расчеты;
  • информационные и рейтинговые агентства.

Эти лица утвердят свой перечень инсайдерской информации в соответствии с перечнем, утвержденным ФСФР РФ.

Свою инсайдерскую информацию они должны будут раскрывать в порядке и в сроки, предусмотренные нормативно-правовыми актам�� ФСФР РФ (п. 1 ст. 8 Закона).

В соответствии с п. 2-3 ст. 3 Закона для федеральных органов, органов власти субъектов, органов местного самоуправления, внебюджетных фондов и Банка России будут разработаны со стороны ФСФР РФ методические указания, на основании которых они утвердят собственные перечни. В частности, туда войдет информация по решениям об итогах тендеров; информация, полученная в ходе проверок, и об их итогах; информация о выдаче лицензий указанным лицам (или их отзывах); о решениях о привлечении к административной ответственности указанных лиц. Такая информация будет раскрываться на официальном сайте не позднее следующего рабочего дня, если только федеральным законом не будет установлено иное (п. 2 ст. 8 Закона).

Далее, в соответствии со ст. 11 Закона, все юридические лица, отнесенные к инсайдерам, должны будут разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности, контроля за соблюдением требований закона и подзаконных актов, должны будут определить структурное подразделение или должностное лицо, которое будет осуществлять контроль за соблюдением данного закона и соответствующих подзаконных актов, обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления им своих функций, а также установить его подчиненность исключительно совету директоров, а в случае его отсутствия - высшему органу управления юридического лица.

Помимо этого, все юридические лица, отнесенные к инсайдерам (в частности, эмитенты, управляющие компании, аудиторы, оценщики, страховщики), должны будут вести списки инсайдеров (ст. 9 Закона).

Эти списки должны будут передаваться в порядке и в сроки, предусмотренные нормативным актом ФСФР России, организаторам торговли (такая обязанность не распространяется на федеральные органы, органы власти субъектов, органы местного самоуправления, внебюджетные фонды и Банк России), а также - в ФСФР РФ по ее требованию (пп. 3-4 п. 1 ст. 9 Закона).

Что означает включение в список инсайдеров? У человека возникает обязанность уведомлять лицо, которое ведет список инсайдеров, а также ФСФР РФ о сделках с соответствующими ценными бумагами, товарами или финансовыми инструментами (ст. 10 Закона).

Нарушение любой из перечисленных обязанностей инсайдеров, в том числе неуведомление физических лиц о совершенных ими сделках, влечет в соответствии со ст. 15.35 КоАП применение административной ответственности (в зависимости от вида правонарушения на должностных лиц могут быть наложены штрафы в диапазоне от 20 до 30 тыс. рублей или применена дисквалификация до одного года; на юридических лиц - от 300 до 700 тыс. рублей, на граждан - от 3 до 5 тыс. рублей).

Рассматривать дела об этих правонарушениях будет ФСФР России. При этом, как уже отмечалось, дела, связанные с нарушением порядка раскрытия инсайдерской информации и по неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанностей по принятию мер, направленных на предотвращение, выявление, пресечение злоупотреблений, могут по решению ФСФР РФ передаваться в суд.

Опечатка или манипулирование?

Еще до появления нового Закона действовала статья 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ О рынке ценных бумаг", которая запрещала манипулирование ценами, и статьи 15.30 КоАП и 185.3 Уголовного кодекса, которые устанавливали ответственность за манипулирование ценами.

Закон уточняет термин манипулирование рынком".

Согласно ст. 5 Закона в результате манипулирования цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклоняются от уровня или поддерживаются на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без действий манипуляторов.

Критерии существенного отклонения цены будут рассчитываться организатором торговли в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара на основании методических рекомендаций ФСФР России (п. 2 ст. 5 Закона).

В ст. 5 Закон определяет манипулирование через закрытый перечень действий, которые приводят к данному результату:

  1. Умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет), любым иным способом заведомо ложных сведений.
  2. Совершение следующих операций на организованных торгах:
  • неоднократное в течение торгового дня совершение сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи соответствующего актива, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;
  • неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены соответствующего актива;
  • неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одним и тем же активом, если только обязательства по указанным операциям не были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации, а так же еще несколько специфических составов, связанных с совершением сделок.

Закон прямо не говорит о том, какие лица могут оказаться манипуляторами (что таковыми являются, например, только лица, совершающие сделки на рынке). В то же время лицо, которое не участвовало так или иначе в совершении сделок, может стать манипулятором только в одном случае, - а именно в случае распространения заведомо ложных сведений.

Какие случаи попадают в эту категорию?

Пресс-служба эмитента, чьи акции торгуются на бирже, до выхода годового отчета сделала заявление, что у компании стабильное финансовое положение и отличные перспективы, акции компании пошли вверх, а после выхода годового отчета все узнали об убытках и снижении чистых активов, - и акции рухнули. Этот случай может быть признан манипулированием при следующих условиях:

  • разница между курсом акций компании, который сформировался после заявления пресс-службы, и курсом, который установился после выхода годового отчета, является существенной;
  • пресс-секретарь компании, который делал заявление, знал о действительном положении дел в компании и умышленно распространил ложные сведения через СМИ, чтобы не допустить обвала акций до выхода годового отчета; либо пресс-секретарь не знал об этих данных, но руководство компании, которое знало о действительном положении дел, дало ему указание сделать такое заявление, преследуя ту же цель.

Или другой пример: в СМИ (или на официальном сайте компании) выпущена информация о сумме ее годовой прибыли, и в ней допущена опечатка (например, указали тыс. вместо млн.), - котировки рухнули. Ответственность в этом случае будет зависеть от того, будет ли доказано, что это действительно была опечатка.

То есть необходимо наличие всех трех условий:

  1. Были распространены ложные сведения.
  2. Лицо заведомо знало о ложности сведений и распространяло их умышленно.
  3. В результате распространения цена актива отклонилась от уровня или поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения данной ложной информации.

В нашем примере с пресс-службой к ответственности пресс-секретарь не будет привлечен только в том случае, если будет доказано, что он действительно не знал о ложности распространенных сведений (в нашем примере в этом случае к ответственности будет привлекаться руководство компании).

Под подозрение в манипулировании могут попасть средства массовой информации, которые распространили ложные сведения; отдельные сотрудники компаний, которые, преследуя личную цель заработать на котировках, распространили ложную информацию, например, через свой блог в Интернете. Это могут быть и действия отдельных журналистов или аналитиков, которые в своих материалах указали заведомо ложные сведения, стремясь повлиять на рынок. В конце концов, таковыми могут быть признаны действия абсолютно любого человека, который по каким-то причинам решил подогреть" рынок и распространил ложные сведения.

И тут также не нужно забывать о возможной ответственности любой компании за действия своих сотрудников, даже если они были совершены без получения прямого указания от руководства.

Манипулирование тянет" на 7 лет

В соответствии со ст. 185.3 Уголовного кодекса манипулирование рынком, если оно повлекло причинение ущерба гражданам, организациям или государству, либо привело к извлечению излишнего дохода (избежанию убытков) на сумму более 2,5 млн. рублей, признается уголовным преступлением и будет наказываться либо штрафом от 300 тыс. рублей до суммы зарплаты (дохода) за три года, либо лишением свободы на срок до 4 лет, причем к последнему дополнительно могут быть добавлены и штраф, и дисквалификация до трех лет.

Те же деяния, но совершенные организованной группой или причинившие ущерб, позволившие извлечь доход (избежать убытков) на сумму более 10 млн. рублей, будут наказываться либо штрафом от 500 тыс. рублей до суммы зарплаты (дохода) за пять лет, либо лишением свободы на срок от 2 до 7 лет, причем к последнему дополнительно могут быть добавлены и штраф, и дисквалификация до пяти лет.

Манипулирование рынком, при котором нет указанных выше последствий (ущерб/доход/избежание убытков на сумму свыше 2,5 млн. рублей), согласно ст. 15.30 КоАП будет признаваться административным правонарушением и повлечет за собой ответственность для физических лиц в виде штрафа от 3 до 5 тыс. рублей; для должностных лиц - от 30 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее 700 тысяч рублей.

Рассматривать административные правонарушения в области неправомерного использования инсайдерской информации будет ФСФР РФ, но она может по своему решению передать рассмотрение этого дела в суд (п. 1 ст. 23.47, п. 2 ст. 23.1 КоАП).

Кроме того, так же, как и в случае с неправомерным использованием инсайдерской информации, существует гражданско-правовая ответственность, а именно возможность потребовать возмещение причиненных убытков в полном размере (п. 7 ст. 7 Закона).

Как видим, ответственность очень серьезная. Теперь те же средства массовой информации, публикующие важную для рынка информацию, будут продумывать дополнительные меры, чтобы максимально снизить риск совершения их сотрудниками действий, подпадающих под категорию манипулирования.

Специфика работы СМИ такова, что проверить досконально все материалы, подготавливаемые иногда в очень короткий срок, невозможно, да и любая проверка все равно не дает стопроцентной гарантии достоверности.

Участвуя в дискуссии по законопроекту, СМИ высказывали опасения, что умышленные действия одного недобросовестного журналиста могут попросту разорить любое средство массовой информации. В результате деятельность специализированных СМИ станет попросту невозможной как полноценный бизнес, что, в свою очередь, парализует нормальную работу фондового рынка, поскольку невозможно принимать взвешенные решения в отсутствие необходимой информации.

Поэтому в п. 3 и 4 статьи 7 Закона содержатся особые условия привлечения к ответственности средств массовой информации, а именно:

а) редакция, главный редактор, журналисты и иные работники средств массовой информации не могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком, если распространенные ими сведения являются цитированием, и источник сведений может быть установлен из самих распространенных сведений;

б) юридические лица, осуществляющие производство, выпуск или распространение продукции средств массовой информации, привлекаются к административной или гражданско-правовой ответственности за манипулирование, осуществленное путем распространения заведомо ложных сведений, только в следующих случаях:

  • если они извлекли доход или избежали убытков в результате совершения операций с соответствующим активом;
  • если они распространили заведомо ложные сведения на условиях встречного предоставления им денежных средств или получения иной материальной выгоды;
  • если они отказались предоставить в ФСФР РФ сведения об источнике распространенных заведомо ложных сведений.

Не исключая ответственности недобросовестного журналиста как физического лица, Закон, таким образом, защищает средства массовой информации в случае, если сами они не извлекали никакой выгоды из данной операции (т. е. когда сотрудник фактически использовал средство массовой информации в своих личных целях) и не укрывают источник ложных сведений.

Самоконтроль

Система контроля за соблюдением новых требований законодательства - многоуровневая. На эмитентов, профучастников и других указанных в Законе лиц возлагается обязанность по раскрытию инсайдерской информации, по ведению списков инсайдеров, по созданию подразделений, которые должны осуществлять внутренний контроль; на физических лиц, включенных в соответствующий список инсайдеров, возлагается обязанность уведомлять о совершенных сделках.

Участники торгов, которые имеют основания полагать, что операция, которую они совершают по поручению или за счет клиента, осуществляется с неправомерным использованием инсайдерской информации или является манипулированием рынком, обязаны будут уведомить об этом ФСФР России на условиях своей конфиденциальности (п. 4-5 ст. 12 Закона).

Вторым уровнем контроля станут организаторы торговли и саморегулируемые организации, объединяющие участников торгов (ст. 12, 17 Закона).

Организатор торговли будет обязан разработать и утвердить соответствующие правила, направленные на предотвращение случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, критерии нестандартных сделок (заявок), которые будут им лично или с помощью саморегулируемой организации проверяться. В дальнейшем он должен будет направлять в ФСФР РФ уведомления обо всех выявленных нестандартных сделках (заявках) и о результатах проведенных проверок.

Для проведения проверок организатор торговли и саморегулируемые организации получают право требовать от участников торгов и их работников представления необходимых документов, дачи объяснений.

Третий уровень контроля - ФСФР России. Регулятор получает широкие полномочия (ст. 14 Закона):

  • проводить проверки на основании жалоб, заявлений, сведений из СМИ, а также в случаях обнаружения признаков нарушения требований Закона;
  • требовать от органов, организаций, российских и иностранных юридических и физических лиц предоставления документов, необходимых для проведения проверок;
  • требовать предоставления необходимой для проведения проверки информации от любого лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно располагает необходимой информацией, а также вызывать такое лицо для представления необходимой информации и объяснений в письменной и (или) устной форме;
  • требовать при проведении проверки предоставления записей обмена данными;
  • выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и их последствий, а также о недопущении аналогичных нарушений в дальнейшем;
  • принимать решения о приостановлении действия или об аннулировании выдаваемых ФСФР РФ лицензий, а также обращаться в иные лицензирующие органы и Банк России с предложениями о применении ими соответствующих мер воздействия, включая приостановление действия и аннулирование соответствующих лицензий;
  • участвовать в рассмотрении арбитражным судом дел, связанных с применением Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • давать разъяснения по вопросам практики применения законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулирования рынком;
  • принимать нормативно-правовые акты в соответствии с Законом.

ФСФР РФ теперь имеет право запрашивать у любого лица любые необходимые для ее проверок сведения и информацию, в том числе составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи, иную охраняемую законом тайну за исключением государственной и налоговой (п. 1 ст. 16 Закона). Лица, уклоняющиеся от предоставления информации либо предоставившие ложные или вводящие в заблуждение сведения, будут привлекаться к ответственности (п. 4 ст. 16 Закона).

Для принятия решения о проведении проверки Федеральная служба должна располагать сведениями, которые свидетельствуют о возможном нарушении, а само решение о проведении проверки может принять исключительно руководитель ФСФР РФ (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона). Таким образом, принятие Закона не должно повлечь за собой лавину дополнительных проверок по поводу и без повода.

Напоследок: когда это все вступит в силу?

Закон будет вступать в силу поэтапно.

Сам Закон, включая предусмотренные в нем поправки в Уголовный кодекс, КоАП и другие законы, вступит в силу через 6 месяцев (180 дней) после дня его официального опубликования, но часть его норм вступит в силу позднее, а именно:

  • по истечении одного года после официального опубликования вступят в силу:
  • ст. 3 Закона Сведения, относящиеся к инсайдерской информации", которая в том числе устанавливает требования к перечням инсайдерской информации;
  • ст. 9 Закона Требования по ведению и передаче списка инсайдеров";
  • ст. 12 Закона Контроль за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах", которая устанавливает обязанности организатора торгов по осуществлению контроля, проведению проверок и передаче в ФСФР РФ сведений о нестандартных сделках (заявках);
  • новая ст. 15.35 КоАП Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", которая устанавливает ответственность за нарушение порядка раскрытия инсайдерской информации, ведение списка инсайдеров, порядка уведомления о совершенных инсайдерами сделках, неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом обязанностей по принятию установленных законодательством мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение злоупотреблений на финансовых и товарных рынках, а также другие связанные с ее введением поправки в КоАП (но поскольку ст. 3 Закона определяет, что именно относится к инсайдерской информации, то можно сказать, что и новая ст. 15.21 КоАП Неправомерное использование инсайдерской информации", которая как раз устанавливает ответственность, в том числе за неправомерную передачу инсайдерской информации, фактически сможет применяться тоже только через год после официального опубликования);
  • по истечении трех лет после официального опубликования вступят в силу:
  • поправка к Федеральному закону О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ), в соответствии с которой добавляется новое основание для отзыва лицензии у банка - неоднократное в течение года нарушение требований данного Закона и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов;
  • новая ст. 185.6 Уголовного кодекса Неправомерное использование инсайдерской информации".

Таким образом, всем будет дано время подготовиться к вступлению Закона в силу. Дополнительная отсрочка вступления в силу уголовной ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации позволит накопить и обобщить к этому времени необходимую практику применения Закона.