Что такое андеррайтинг

1. Что такое андеррайтинг?

Андеррайтинг - это целый комплекс услуг, который состоит из сбора информации по вопросам финансовых отношений, оценки рисков заключения договора, связанного с финансовыми услугами, а также контроля самой операции с оформлением и проверкой документов. В зависимости от типа финансового рынка, на котором работает андеррайтер, он дает рекомендации по размеру процентной ставки по кредиту, величине страховой премии и параметрам выпускаемых облигаций.

Термин «андеррайтинг» (в переводе с английского - «подписка») возник, когда лицо, принимающее на себя риск, указывало свое имя в контракте на предоставление финансовых услуг ниже суммы, которую он был готов заплатить за определенную премию. Это было развитие простой системы коллективной ответственности, когда жители деревни вкладывали средства в коллективный фонд, чтобы помочь кому-то, чей дом сгорел. В новой версии определенное лицо или компания соглашались на премию в размере, например, 10 дукатов, но при определенных условиях были обязаны заплатить гораздо больше (например, судно с товарами не заходило бы в порт).

Впервые такая схема сотрудничества была введена при создании морского страхования в XIV-XV веках. К тому же, ростовщики оценивали платежеспособность заемщика еще в древности - поэтому проводили примитивный финансовый анализ. Хотя такое название для этого вида услуг было найдено только в ХХ веке.

С появлением и быстрым расширением услуг по кредитованию, страхованию и торговле ценными бумагами, было связано распространение этого термина . Сегодня андеррайтинг - одна из ключевых услуг в финансовом мире, без которой невозможен ни один кредитный или страховой договор, а также практически никакой процесс выпуска ценных бумаг.

2. Где применяют андеррайтинг?

Различают следующие виды андеррайтинга:

В банковском секторе
В страховом секторе
На рынке ценных бумаг

3. В банковском секторе

Андеррайтинг осуществляется не отдельными компаниями, а сотрудниками того же банка. В их обязанности входит оценка платежеспособности клиента:

  • изучение кредитной истории
  • оценка доходов
  • наличие в собственности имущества
  • наличие других денежные обязательств

Оценка этих параметров позволяет андеррайтеру установить справедливую процентную ставку по кредиту, а также рассчитать максимальную сумму займа, которая может быть предоставлена ​​клиенту. Естественно, что андеррайтер банка не может гарантировать кредитоспособность клиента на много лет вперед, поэтому он не берет на себя финансовую ответственность за одобренные кредиты. Однако судьба банка зависит от его работы: если количество высокорисковых кредитов, выданных заемщикам с плохой кредитной историей или низким доходом, слишком велико, то во время экономического кризиса банку грозит банкротство.

Сегодня во многих банках оценка кредитоспособности проводится не живыми сотрудниками, а компьютерными программами. Андеррайтеры же заняты определением оптимального соотношения доходности и риска: например, надежному заемщику банку не очень выгодно выдавать крупный кредит, так как его прибыль в этом случае будет невысокой.

4. Страховые андеррайтеры

Выдавая страховые полисы, любая компания также принимает на себя риск. Страховые андеррайтеры похожи на андеррайтеров банков: они также являются внутренними сотрудниками организации и определяют условия соглашений с клиентами. Однако в основном они проверяют не платежеоспособность, а вероятность наступления страхового случая.

Чем ниже эта вероятность, тем ниже риск финансовых потерь для компании, поэтому страхование может быть оформлено на более выгодных для клиента условиях, что повышает конкурентоспособность компании. Страховым компаниям также необходимо поддерживать баланс, чтобы компания могла максимизировать прибыль и при этом выдерживать потенциально крупные платежные требования клиентов.

Например, в России очень распространено страхование рисков на случай смерти или тяжелого заболевания. При ежемесячном платеже в несколько сотен рублей при реализации риска можно получить гораздо больше, так как в стандартном случае вероятность наступления указанного в страховке события мала.

Если страховой случай не реализован, то ваши деньги «сгорают» (фактически остаются в страховой компании и покрывают страховку другим клиентам). Вывод: для андеррайтера идеальным клиентом будет молодой, здоровый и платежеспособный клиент. Но если оформить накопительное страхование жизни, особенно зарубежное, то там премии будут выше - ведь страховщики часто обещают не только страховку, но и прибыль за этот продукт.

5. Андеррайтинг ценных бумаг

Но самым сложным является андеррайтинг на фондовых рынках. Это то, что чаще всего подразумевается под словом «андеррайтинг». Он состоит из следующих услуг:

оценить стоимость и финансовые показатели компаний-эмитентов;
определить цену и количество акций / облигаций, которые будут востребованы на рынке;
оценить потенциальные преимущества размещения ценных бумаг с учетом затрат на финансирование этого процесса, максимально используя данное преимущество;
организовать торговлю ценными бумагами при обеспечении ликвидности активов и стабильности уровня цен;
предоставить гарантии того, что эмитент получит указанную в соглашении сумму инвестиций.

В отличие от предыдущих видов, в сфере ценных бумаг андеррайтинг осуществляется специализированными компаниями, которые являются профессиональными игроками на финансовом рынке и / или рынке ценных бумаг. Как правило, это инвестиционные банки или подразделения универсальных банков, занимающиеся инвестиционным банкингом.

Когда крупная компания становится публичной, средств и ресурсов одного инвестиционного банка может не хватить: в этом случае организуется синдикат андеррайтеров, состоящий из нескольких финансовых институтов.

Где конкретно применяются эти услуги? Например, в процессе выпуска депозитных сертификатов, когда ценные бумаги (обычно акции) страны готовятся к торгам на иностранной фондовой бирже. В частности, очень выгодным считается выход на рынок США, который имеет максимальную ликвидность - иностранные акции, которые при этом получают дополнительный импульс роста.

Но самым известным является андеррайтинг в рамках подготовки к первичному публичному размещению акций, которое называется IPO. Если это делает известная и стабильная компания, то банки-андеррайтеры устремляются на помощь  - каждый хочет получить за процедуру достойное вознаграждение за листинг новых акций на фондовой бирже.

После того, как банк-андеррайтер проанализировал компанию-эмитента и определил стоимость и объем ценных бумаг, которые будут пользоваться спросом на рынке, он покупает эти ценные бумаги и организует открытые торги от имени компании.

В то же время андеррайтер (или синдикат) часто заключает сделку с эмитентом, подтверждая, что он принял на себя все риски по размещению ценных бумаг. Если он не может найти достаточное количество инвесторов, желающих купить ценные бумаги на сумму, указанную в соглашении, то ему придется выкупить часть ценных бумаг самостоятельно.

Этот тип контракта называется андеррайтингом с твердыми обязательствами.

Помимо этого метода, существуют и другие типы договоров:

Соглашение «с ожиданием» - компания продает ценные бумаги напрямую, а андеррайтер соглашается удерживать их цену в определенном диапазоне, выкупая часть акций и, следовательно, увеличивая спрос. Этот вид сотрудничества является очень развитым. Например, в 2011 году во время IPO Яндекса его андеррайтер Morgan Stanley выкупил всего около 4% акций компании, а остальное выкупили инвестиционные фонды (крупнейший акционер на момент IPO - акции Baring Vostok Private Funds) и физические лица (второй по величине акционер - Аркадий Волож, являющийся соучредителем компании).

Соглашение "максимальных усилий" - посредник обязуется продать как можно больше ценных бумаг по максимально возможно высокой цене, но не несет финансовой ответственности за результат размещения.

Соглашение «все или ничего» -андеррайтер обязан полностью осуществить выпуск ценных бумаг в определенном ценовом диапазоне, иначе он не получит вознаграждение.

Заработок андеррайтера может представлять собой заранее определенную сумму (так называемую премию) или разницу между ценой покупки ценной бумаги и ее продажей на фондовой бирже. Также возможен смешанный тип вознаграждения.

Чтобы обеспечить спрос и поднять цену новых акций, андеррайтеры стараются вызвать эмоции у компании. Статистика показывает, что по этой причине в первый день торгов новые акции крупных компаний почти всегда показывают рост, хотя в будущем все может развиваться иначе.

6. Нужны ли эмитентам андеррайтеры?

Компании не обязаны пользоваться услугами андеррайтеров, поскольку они могут проводить прямой листинг с первичным публичным размещением самостоятельно. В этом случае эмитент может увеличить прибыль от размещения ценных бумаг, поскольку не будет делить ее часть с посредником. Но всё же, многие компании не готовы отказываться от гарантий и профессиональной оценки андеррайтеров.

Чаще всего к их услугам прибегают при IPO акций, хотя среди клиентов андеррайтеров могут быть компании, не являющиеся акционерными обществами. Это происходит при привлечении капитала от размещения облигаций, и даже правительства разных государств и их субъектов могут быть их эмитентами.

Преимущества обращения к андеррайтерам:

Компания может выбрать андеррайтера с максимально выгодными условиями
После заключения соглашения эмитент может быть уверен, что получит оговоренную сумму инвестиций.

Недостатки обращения к андеррайтерам:

Компания должна оплатить услуги, связанные с оценкой ценных бумаг и помощью в их размещении.
Если андеррайтер недооценил бизнес компании, она не получит часть прибыли.