БАНКРОТСТВО: КРАТКИЙ ОБЗОР ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации содержит два определения несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Одно закреплено в статье 3 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве): юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены".
Другое определение содержится в статье 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда".
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации разграничивает возможности и случаи признания несостоятельности отдельных категорий. При этом в вышеуказанной статье есть прямое указание, что основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом о банкротстве.
Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Юридическое лицо имеет право самостоятельно инициировать процедуру банкротства, а в некоторых случаях даже обязано это сделать, например, в случаях:
- когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
- когда органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;
- когда обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- когда должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы должника также обладают правом на подачу заявления о признании должника банкротом.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с момента вступления в законную силу решения суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств. По взысканию обязательных платежей право уполномоченного органа на обращение в арбитражный суд возникает по истечении тридцати дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в Закон о банкротстве, согласно которым были изменены требования к размеру дебиторской задолженности должника, а именно: теперь для обращения в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) сумма задолженности должна составлять не менее 300 000 рублей в противовес прошлым 100 000 рублей (п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве), а для стратегических предприятий и субъектов естественных монополий - 1 000 000 рублей в противовес прошлым 500 000 рублей (п. 4 ст. 190 Закона о банкротстве).
Главный признак несостоятельности юридического лица - его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно статье 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом. Совместно с введением процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает кандидатуру временного управляющего, который в свою очередь обеспечивает сохранность имущества должника, в том числе проведение финансового анализа деятельности и состояния должника, а также выявляет кредиторов и составляет реестр требований, проводит первое собрание кредиторов.
Процедура финансовое оздоровление" направлена на восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. С вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает кандидатуру административного управляющего. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более двух лет.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, только если имеется реальная возможность восстановления платежеспособности должника. После введения внешнего управления полномочия руководителей должника прекращаются, а управление компанией переходит к внешнему управляющему. При данной процедуре вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
- перепрофилирование производства,
- закрытие нерентабельных производств,
- взыскание дебиторской задолженности,
- продажа части имущества должника,
- уступка прав требования,
- увеличение уставного капитала за счет взносов участников и третьих лиц,
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника,
- продажа предприятия, замещение активов,
- иные меры по восстановлению платежеспособности.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
- обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
- обратиться в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о заключении мирового соглашения.
Конкурсное производство представляет собой процедуру, применяемую в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсному управляющему переходят все права и обязанности по управлению и оценке имущества и активов должника. В рамках конкурсного производства осуществляется реализация имущества должника на торгах. А после аккумулирования денежных средств, полученных от продажи имущества, производится удовлетворение требований кредиторов. По окончанию конкурсного производства арбитражный суд выносит определение, на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника.
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии банкротства в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами. По общему правилу при утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве.
В целом банкротство юридического лица - долгий процесс. Даже без стадий внешнего управления и финансового оздоровления производство по делам о несостоятельности (банкротстве) длится не менее двух лет. Но в российском законодательстве существует возможность значительно сократить сроки банкротства посредством применения так называемой упрощенной процедуры.
Чаще всего эту возможность используют организации, которые необходимо ликвидировать с долгами. При данных обстоятельствах не будет иметь значения характер долгов, а также кто именно является кредитором: частные лица либо налоговые органы. Обязательное условие - нахождение должника в процессе ликвидации.
Данные положения закреплены в статье 224 Закона о банкротстве. Согласно пункту 1 указанной статьи, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. При данных обстоятельствах ликвидатор либо ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
В упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника существуют явные преимущества:
- сокращаются сроки процедуры банкротства почти в два раза;
- руководителя компании сразу замещает ликвидатор либо руководитель ликвидационной комиссии, на котором будет лежать обязанность взаимодействия с кредиторами, налоговыми и правоохранительными органами, а также другими участниками процедуры;
- при данной процедуре минуются такие стадии банкротства, как наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление. Должник окажется сразу на стадии конкурсного производства;
- с учетом меньшего срока банкротства существенно сокращаются затраты на деятельность арбитражного управляющего.
Процесс упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника начинается с принятия участниками должника решения о ликвидации и назначении ликвидатора либо ликвидационной комиссии. Далее соответствующие документы подаются в налоговую инспекцию для внесения записи в ЕГРЮЛ, а после ликвидатор либо ликвидационная комиссия проводят инвентаризацию имущества ликвидируемого должника, в ходе которой выясняется, что имущества недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов.
С момента выявления признаков неплатежеспособности ликвидатор либо ликвидационная комиссии в 10-дневный срок обращаются с заявлением в арбитражный суд. К заявлению прилагают список кредиторов, доказательства неплатежеспособности должника (данные об отсутствии имущества, выписки с банковских счетов, отчетность и другие документы).
С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в статью 37 Закона о банкротстве.
Теперь с 1 июля 2015 г. должник не менее чем за 15 календарных дней до даты подачи заявления в суд о признании его несостоятельным (банкротом) обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с таким заявлением путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Также должник обязан направить копии заявления конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, собственнику имущества должника - унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления.
До 1 июля 2015 года заявитель имел возможность обратиться с заявлением о признании должника банкротом при условии предварительного, не менее чем за 30 календарных дней до такого обращения, уведомления в письменной форме должника и всех известных заявителю кредиторов о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом.
В арбитражном суде ликвидатор будет должен доказать признаки банкротства должника и ходатайствовать о введении в отношении него конкурсного производства. Арбитражный суд в свою очередь вынесет решение о признании ликвидируемого должника банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства. Данным решением назначается конкурсный управляющий и, соответственно, прекращаются полномочия ликвидатора (ликвидационной комиссии).
Согласно изменениям, внесенным в Закон о банкротстве, был также утвержден новый порядок определения саморегулируемой организации, из членов которой будет утверждена кандидатура арбитражного управляющего. Этот порядок закреплен в п. 5 ст. 37 Закона о банкротстве. Согласно новым правилам, в целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она будет определяться посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника, а до установления такого порядка саморегулируемая организация будет определяться судом. Соответственно, теперь кандидатура арбитражного управляющего не может быть предложена для утверждения самим должником. Данное положение будет применяться по истечении шестидесяти дней с даты опубликования утвержденного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника. До такого опубликования определение саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, осуществляется судом.
Ликвидатор будет обязан в течение трех дней передать конкурсному управляющему все бухгалтерские и учредительные документы, а также все имущество должника. Теперь все сделки, связанные с отчуждением либо иной передачей имущества должника, будут совершаться только по правилам, установленным Законом о банкротстве. А также наступают все последствия введения процедуры конкурсного производства, предусмотренные статьей 126 Закона о банкротстве.
В течение 10-ти дней после принятия арбитражным судом решения о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства конкурсный управляющий публикует на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, а также в газете Коммерсантъ", сведения о введении упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника (конкурсного производства), дату закрытия реестра требований кредиторов и адрес, по которому кредиторы смогут заявить свои требования.
Конкурсный управляющий осуществляет мероприятия по выявлению и формированию имущества должника (конкурсной массы), после реализации которого будут проводиться расчеты с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной статьей 134 Закона о банкротстве.
После произведения конкурсным управляющим всех расчетов с кредиторами, а при отсутствии имущества должника - после получения таких сведений, конкурсный управляющий готовит отчет о своей деятельности, который впоследствии предоставляет кредиторам и в арбитражный суд.
По завершении процедуры конкурсного производства и выполнении конкурсным управляющим всех действий в рамках упрощенной процедуры банкротства должника, арбитражным судом выносится определение о завершении конкурсного производства. Данное определение направляется в регистрирующий орган (налоговую инспекцию); последним осуществляется внесение сведений о снятии должника с налогового учета и внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица.
Как при стандартной процедуре банкротства, так и при упрощенной результатом будет исключение должника из ЕГРЮЛ и погашение всех долгов компании независимо от их фактической выплаты.
Обращаем внимание, что нахождение должника в стадии ликвидации не лишает права кредиторов на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом на общих основаниях, если должник обладает признаками банкротства, предусмотренными ст. 3 Закона о банкротстве (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2003 г. № 12026/03 по делу № А27-11801/2002-4).