СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Относительно недавно (с 1 января 2014 года) была принята редакция закона О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ (далее по тексту - Закон об инсайде). Понятно, что любое новое нормативное регулирование содержит ряд неопределенностей и неровностей, корректируемых только практикой. К таким проблемам относится необходимость для компании наряду с ведением и раскрытием списка инсайдеров составлять и предоставлять перечень информации, относящейся к инсайдерской.

Иностранный опыт

В настоящее время нормы об инсайде в ЕС содержатся в Directive 2003/6/ec, коротко называемой Market Abuse Directive (Директива о злоупотреблениях на рынке). Но ни она, ни принятые в ее исполнение акты ЕС не содержат подробных перечней инсайдерской информации, ограничиваясь лишь общим определением. Более подробно в нормативных актах ЕС описываются только лица, попадающие под определение инсайдеров". Те же принципы регулирования перенесены и в национальные законодательства стран ЕС. Подобная ситуация характерна и для Великобритании, где инсайдерская информация определяется очень широко, а конкретный перечень, которым могут руководствоваться компании, отсутствует. Фокус ответственности эмитентов и иных лиц перенесен на ведение и раскрытие списков инсайдеров.

Российское законодательство пошло по иному пути, создав не только четкое определение инсайдеров, но и закрытый перечень информации, являющейся инсайдерской. Вероятнее всего, это было сделано в связи с новизной норм об инсайдерском регулировании на рынке ценных бумаг, в целях разъяснения как раскрывающимся лицам, так и регулирующим органам, что конкретно, помимо общего определения, считать инсайдерской информацией.

Кто обязан составлять перечень инсайдерской информации

В соответствии с Законом об инсайде перечень инсайдерской информации обязаны составлять не только организации, но и некоторые органы государственной власти, имеющие право размещать средства в финансовые инструменты, а также сам Банк России (регулятор).

Следуя Приказу ФСФР России от 12.05.2011 г. № 11-18/пз-н (ред. от 28.02.2012 г.) Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также порядка и сроков раскрытия такой информации" (зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2011 г. № 21448) (далее по тексту - Приказ ФСФР), перечень должны составлять:

1) эмитенты ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах (далее - эмитенты);

2) управляющие компании ПИФ, паи которых допущены к организованным торгам;

3) хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение и включенные в реестр;

4) организаторы торговли;

5) клиринговые организации, депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) информационные агентства, осуществляющие раскрытие информации;

8) рейтинговые агентства.

Содержание перечня

Необходимо обратить внимание, что в Законе об инсайде содержится общее определение инсайдерской информации. Это точная и конкретная информация[1], которая не была распространена или предоставлена, способная оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, курсы иностранной валюты и (или) стоимость товаров. Понятие существенности" является оценочным и на практике будет определяться, надо полагать, по усмотрению Банка России и (или) суда. Однако российское законодательство, в отличие от западного подхода, содержит конкретный перечень сведений, который относится к инсайдерским. При этом очевидно, что не всякая информация из приведенного перечня может оказать влияние на стоимость ценных бумаг. Для целей регулирования рынка ценных бумаг в России такой подход представляется оправданным: как и у эмитентов, у регуляторов и у судов недостаточно практики для определения признаков инсайдерской информации.

Перечень был утвержден Приказом ФСФР и носит исчерпывающий характер. Основной (общий) перечень состоит из 54 пунктов, кроме того для отдельных категорий участников рынка ценных бумаг установлены отдельные перечни.

Если систематизировать информацию, представленную в перечне, то ее можно разделить на следующие группы:

1) различные события из сферы корпоративного управления компанией (во многом пересекается с подлежащими раскрытию существенными фактами). Например, о созыве и проведении общего собрания / совета директоров и о принятых ими решениях, о дате составления списка владельцев ценных бумаг для целей осуществления прав, закрепленных за такими бумагами (списка лиц, принимающих участие в общем собрании акционеров, и т. д.), об избрании/прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, об истечении полномочий ЕИО и т. п.;

2) события из сферы реструктуризации активов, слияний и поглощений: так, к инсайдерской информации относятся сведения о реорганизации и ликвидации, о появлении подконтрольной организации, имеющей существенное значение, о появлении лица, контролирующего эмитента, о приобретении акций (долей) других организаций, о добровольных и обязательных предложениях, о заключении договора о стратегическом партнерстве, о споре, связанном с созданием эмитента и т. д.;

3) сведения непосредственно о ценных бумагах эмитента: об эмиссии любых видов ценных бумаг и допуске их к торгам, погашении ценных бумаг, о возникновении или прекращении права требования досрочного исполнения обязательств по ценным бумагам и т. д.;

4) финансовые маркеры", которые могут оказать существенное значение для инвесторов, в частности, о неисполнении обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг, о банкротстве, о совершении крупных (и иных существенных) сделок, о разных видах отчетности эмитента (включая ежеквартальные отчеты), о предъявлении исков к эмитенту, об изменении стоимости активов лица, предоставившего обеспечение по облигациям, о начислении и выплате доходов по эмиссионным ценным бумагам.

Совершенно иная информация входит в перечень инсайдерской информации для отдельных категорий организаций. Так, для монополистов предусмотрены, в том числе, следующие виды информации, включаемые в перечень:

1) об изменении доли на рынке определенного товара;

2) о появлении возможности в одностороннем порядке определять цену товара;

3) об увеличении или уменьшении расходов хозяйствующего субъекта;

4) о достижении определенных видов соглашений с другими хозяйствующими субъектами;

5) о злоупотреблениях своим доминирующим положением;

6) о возбуждении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также о результатах рассмотрения дела и т. д.

При этом в случае, если такой хозяйствующий субъект одновременно является эмитентом ценных бумаг на организованных торгах, помимо специальной информации в его перечень входит также и вся общая для эмитентов информация.

Что не является инсайдерской информацией

К инсайдерской информации не относится:

1) информация, передаваемая эмитентом потенциальным приобретателям ценных бумаг эмитента, при условии уведомления потенциальных приобретателей о том, что такая информация может быть использована ими исключительно в целях принятия решения о приобретении размещаемых (предлагаемых) ценных бумаг;

2) сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения (например, после раскрытия информации в виде существенного факта в установленном законом порядке корпоративное событие перестает относиться к инсайдерской информации);

3) осуществленные на основе общедоступной информации исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, а также рекомендации и (или) предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами. Здесь ключевым моментом является общедоступность информации, на основании которой проведен анализ. В отношении эмитентов общедоступность также определяется моментом раскрытия, а в случае, если какой-либо факт, относящийся к инсайдерской информации, не подлежит раскрытию, то его распространение, например, может быть осуществлено путем опубликования пресс-релиза.

Самый простой путь, по которому может пойти компания при составлении перечня, - это максимально адаптировать свой перечень инсайдерской информации к положениям раздела II Приказа, включая положения специального регулирования для отдельных видов организаций (монополий, профучастников рынка и т. д.).

Кроме того, в соответствии со ст. 11 Закона об инсайде, все перечисленные организации также обязаны разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований законодательства. Более подробно этот вопрос раскрывается в Приказе ФАС РФ от 25.11.2011 г. № 825 Об утверждении Порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности и Правил контроля за соблюдением федеральными государственными гражданскими служащими (инсайдерами) ФАС России требований законодательства в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".

Практика российских компаний по формированию перечня

В соответствии с наименованием настоящей статьи интересно, как российские крупные компании-эмитенты отнеслись к этому требованию сегодняшнего дня[2].

Так, компания A, один из крупнейших эмитентов ценных бумаг (включая акции, обращающиеся на организованных торгах, биржевые облигации, депозитарные расписки), включила перечень инсайдерской информации и инсайдеров в Положение о раскрытии информации. Компания B, также один из крупных эмитентов, интегрировала перечень в Положение о порядке доступа и охране инсайдерской информации. А компания C утвердила отдельными документами как Перечень инсайдерской информации, так и Положение о порядке доступа к инсайдерской информации и правилах охраны ее конфиденциальности. У всех трех компаний раскрыт также список инсайдеров.

В группе компаний D (как и материнская, так и многие дочерние компании группы являются крупными эмитентами) перечень инсайдерской информации в разделе для инвесторов" не выложен, поиск самого сайта группы компаний результатов не дает, поисковые системы находят положение об инсайдерской информации только одной из дочерних компаний-эмитентов (при том, что существенные факты системно раскрываются по всем компаниям).

Если анализировать указанные подходы, то можно увидеть, что компания A сделала наименьшее из предписываемого законом (оставаясь при этом в рамках закона), в отличие от компаний B и C, которые не только утвердили установленный законом перечень, но и разработали внутренние нормативные документы о порядке доступа к такой информации, о ее охране. На наш взгляд, это свидетельствует о высоком уровне внимания к инвесторам одновременно с вниманием к законодательно установленной процедуре.

Компания D, напротив, не уделяет внимания Закону об инсайде (отсутствует также список инсайдеров, предусмотренный законом, что, пожалуй, является еще более грубым нарушением); перечень инсайдерской информации раскрыт только одной из дочерних компаний - вероятно, это заслуга корпоративного юриста конкретной дочерней компании, но централизованного контроля за выполнением Закона об инсайде в компании не ведется.

Ряд эмитентов также публикует перевод перечня инсайдерской информации на английский язык для иностранных инвесторов.

Раскрытие перечня

В соответствии со ст. 3 Закона об инсайде перечни инсайдерской информации подлежат раскрытию в сети Интернет на официальных сайтах эмитентов (или иных лиц, обязанных составлять такие перечни). Как правило, перечень публикуется наряду с другими внутренними документами, подлежащими обязательному раскрытию, на сайте компании в соответствующем разделе для инвесторов.

При этом сама инсайдерская информация лиц, являющихся инсайдерами, также должна раскрываться в порядке, установленном для раскрытия существенных фактов (то есть как на сайте эмитента, так и в ленте новостей, причем в те же сроки) (см. Приказ ФСФР России от 28.02.2012 г. № 12-9/пз-н Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2012 г. № 23793)).

Если перечень инсайдерской информации составлен и раскрыт большинством эмитентов, то инсайдерская информация инсайдеров" раскрывается далеко не у всех. Так, из рассмотренных выше компаний такую информацию в небольшом объеме раскрывает только компания C.

Ответственность

Пока практика не сложилась, юристы чаще рекомендуют сделать больше, чем меньше, поскольку никому не хочется испытывать на себе тяжесть предписаний Банка России (ранее - ФСФР) и привлечения к административной ответственности по статьям, связанным с регулированием рынка ценных бумаг.

Интересно сравнить нормы об ответственности с иностранным опытом. Так, Норвежский национальный орган по расследованиям и обвинениям по экономическим преступлениям и преступлениям в сфере окружающей среды (Norwegian National Authority for Investigation and Prosecution of Economic and Environmental Crime (Oslash;KOKRIM) в 2012 году оштрафовал ряд эмитентов на суммы от 75 000 до 3 млн норвежских кр��н (примерно от 10 000 до 360 000 евро) за несоблюдение обязанности по ведению и поддержке списка лиц, у которых есть доступ к инсайдерской информации[3].

В России штрафы за такие нарушения также достаточно весомые, особенно для небольших и средних компаний; но и для крупных компаний факт привлечения к административной ответственности всегда нежелателен. Ответственность, установленная ст. 15.35 КоАП РФ (нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком), предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Впрочем, ФСФР России негласно"[4] в свое время приняла решение не штрафовать за такие нарушения до 2012 года, возможно, поэтому до настоящего времени судебная практика по оспариванию таких штрафов еще не сложилась. Была попытка оспорить бездействие (нераскрытие) инсайдерской информации самого регулятора - Банка России, однако, хотя суд фактически установил невыполнение Банком России обязанности по раскрытию инсайдерской информации (об отзыве лицензии кредитной организации и о проверке кредитной организации), оказался пропущенным трехмесячный срок на оспаривание бездействия[5].

В соответствии со ст. 23.74 КоАП РФ с 01.09.2013 г. органом, уполномоченным возбуждать и рассматривать дела о правонарушениях в сфере инсайда, является Банк России.

Выводы и рекомендации

На наш взгляд, пристальное внимание законодателя к формальной стороне регулирования инсайдерской торговли свидетельствует о новизне этих норм в российском законодательстве. Отсутствие практики пресечения инсайдерской торговли заставляет максимально детализировать обязанности эмитентов и иных участников рынка ценных бумаг в документообороте компаний.

Компаниям-эмитентам и иным участникам необходимо с максимальной ответственностью подходить к формированию и раскрытию перечня инсайдерской информации и иных документов, установленных Законом об инсайде и подзаконными актами. И хотя сами по себе эти действия вряд ли до конца могут пресечь манипулирование рынком ценных бумаг, но они предотвращают штрафы и указывают на то, что эмитент сделал все возможное для предотвращения негативного развития событий.

Следует быть готовыми к проверкам Банка России, касающимся формального существования и раскрытия указанных документов, несмотря на то, что реальная практика по привлечению компаний к административной ответственности по этому вопросу еще не сложилась. Кроме того, контроль за соблюдением многочисленных правил с формальной стороны входит в зону ответственности организатора торгов, у которого обращаются ценные бумаги эмитента.



[1] Молотников А.Е. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: учебное пособие. - М.: Стартап, 2013. С. 504.

[2]Названия компаний в статье не указываются из соображений профессиональной этики, однако в поисковых системах сети Интернет можно найти ссылки на странички для инвесторов любой интересующей крупной компании.

[3]См.: http://www.oslobors.no/ob_eng/Oslo-Boers/About-us/Newsletter/No.-1-2013/Inside-information-and-insider-lists.

[4]См., например: http://bankir.ru/novosti/s/tsb-rf-opredelil-perechen-insaiderskoi-informatsii-10013137/.

[5] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 г. № 09АП-22588/2013-АК по делу № А40-14811/13.