РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ БАНКА (КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)

Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности как самих кредитных организаций, так и банковской системы Российской Федерации. В банковскую систему входят совершенно разные по количеству акционеров и объему совершаемых операций кредитные организации. Опираясь на определение банка, приведенное в Федеральном законе О банках и банковской деятельности", можно сделать вывод о том, что в систему корпоративных взаимоотношений вовлечен широкий круг заинтересованных лиц.

Помимо акционеров кредитной организации, совета директоров и исполнительных органов, к заинтересованным лицам могут также относиться служащие, кредиторы, вкладчики, другие клиенты и контрагенты кредитной организации, несоблюдение интересов или законных требований которых может оказать негативное влияние на стабильность функционирования кредитной организации.

Банк России в рамках исполнения функции по осуществлению надзора за деятельностью кредитных организаций еще с начала 2000-х годов придавал огромное значение корпоративному управлению как эффективному инструменту защиты интересов всех заинтересованных лиц, средству повышения устойчивости всей банковской системы в целом.

Основными направлениями корпоративного управления в кредитных организациях являются

  • распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчетности между органами управления, организация эффективной деятельности совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов;
  • определение и утверждение стратегии развития деятельности кредитной организации и контроль за ее реализацией (включая построение эффективных систем планирования, управления банковскими рисками и внутреннего контроля);
  • предотвращение конфликтов интересов, которые могут возникать между участниками (акционерами), членами совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительными органами, служащими, кредиторами, вкладчиками, иными клиентами и контрагентами;
  • определение правил и процедур, обеспечивающих соблюдение принципов профессиональной этики;
  • определение порядка и контроль за раскрытием информации о кредитной организации.

Данные приоритеты были доведены Банком России до кредитных организаций Письмом от 13.09.2005 г. № 119-Т О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях", которое, в свою очередь, основывалось на рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях".

Рассмотрим основные принципы распределения полномочий, вопросов компетенции между органами управления кредитной организации.

В соответствии с Федеральным законом О банках и банковской деятельности" органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган, а устав кредитной организации должен содержать сведения о системе органов управления, о порядке их образования и об их полномочиях.

Распределение полномочий должно обеспечивать разграничение общего руководства, осуществляемого участниками (акционерами) и советом директоров (наблюдательным советом), и руководства текущей деятельностью кредитной организации, осуществляемого ее исполнительными органами.

Федеральные законы Об акционерных обществах" и Об обществах с ограниченной ответственностью" в первых же статьях определяют особенности правового регулирования кредитных организаций, закрепляя необходимость применения специальных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность. Следовательно, при определении компетенции того или иного органа управления банка необходимо учитывать дополнительные требования, предъявляемые к качеству и принципам управления кредитной организации.

При определении компетенции общего собрания участников или акционеров законодатель не устанавливает дополнительных требований, поэтому более подробно остановимся на распределении компетенции между советом директоров и исполнительными органами.

Перечень вопросов, относимых к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов Федеральными законами Об акционерных обществах" и Об обществах с ограниченной ответственностью", может быть дополнен уставом кредитной организации.

С учетом норм вышеуказанных федеральных законов и дополнительных требований, предъявляемых к банкам, к основным вопросам деятельности совета директоров (наблюдательного совета) относится:

1) определение приоритетных направлений деятельности кредитной организации (в том числе для представления их на утверждение общего собрания участников кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью);

2) рассмотрение бизнес-планов, выносимых на утверждение общего собрания участников (акционеров), и рассмотрение отчетов исполнительных органов об исполнении бизнес-планов. Требования к содержанию бизнес-плана кредитной организации и его представлению в Банк России определены Указанием Банка России от 05.07.2002 г. № 1176-У О бизнес-планах кредитных организаций" (Вестник Банка России" от 15.07.2002 г. № 39);

3) определение стратегии управления рисками и капиталом и порядка управления наиболее значимыми рисками, в том числе:

  • утверждение стратегии управления рисками и капиталом банка;
  • утверждение порядка управления наиболее значимыми для банка рисками, контроль за реализацией указанного порядка;
  • утверждение порядка применения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков, а также сценариев и результатов стресс-тестирования;
  • рассмотрение отчетов об уровне и состоянии управления банковскими рисками и оценке эффективности управления банковскими рисками;
  • утверждение плана восстановления финансовой устойчивости в случае существенного ухудшения финансового состояния банка;
  • утверждение плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности банка в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций;

4) утверждение финансового плана (бюджета) кредитной организации на планируемый финансовый год, рассмотрение отчетов о его выполнении;

5) утверждение внутренних документов банка, в частности: стратегии развития, кредитной и ресурсной политики, информационной политики, дивидендной политики, кодекса корпоративного управления, кодекса этики, положения об инсайдерской информации, антикоррупционной политики и пр.;

6) предотвращение конфликта интересов между участниками (акционерами) кредитной организации, членами совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительными органами, сотрудниками, кредиторами, вкладчиками, клиентами и контрагентами;

7) организация системы внутреннего контроля, в том числе в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

8) утверждение руководителя службы внутреннего аудита кредитной организации, плана работы службы внутреннего аудита кредитной организации;

9) осуществление контроля за деятельностью единоличного исполнительного органа (его заместителей), коллегиального исполнительного органа, проведение оценки на основе отчетов службы внутреннего аудита соблюдения единоличным исполнительным органом кредитной организации и коллегиальным исполнительным органом стратегий и порядков, утвержденных советом директоров (наблюдательным советом);

10) определение критериев подбора кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительные органы кредитной организации;

11) утверждение перечня и уровня существенности (внутрибанковских лимитов) банковских операций и других сделок, подлежащих рассмотрению советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с внутренними документами, в частности, по сделкам, несущим кредитный риск, к полномочиям совета директоров (наблюдательного совета) целесообразно также относить рассмотрение предполагаемых к осуществлению сделок со связанными с банком лицами. Принятие решений о проведении сделок со связанными лицами может выноситься на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в случае превышения суммой такой сделки 3 процентов капитала кредитной организации;

12) принятие решений об обязанностях членов совета директоров (наблюдательного совета), включая образование в его составе комитетов, а также проведение оценки собственной работы и представление ее результатов общему собранию участников кредитной организации;

13) оценка деятельности кредитной организации с точки зрения удовлетворения кредитных и инвестиционных потребностей региона местонахождения ее головного офиса, филиалов и внутренних структурных подразделений, расположенных вне места нахождения головного офиса кредитной организации (филиала);

14) координация проверки достоверности отчетности, выполняемой аудиторской организацией, службой внутреннего контроля и другими служащими кредитной организации;

15) утверждение политики кредитной организации в области оплаты труда, утверждение кадровой политики кредитной организации (порядок определения размеров окладов руководителей кредитной организации, порядок определения размера, форм и начисления компенсационных и стимулирующих выплат руководителям кредитной организации, руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитной организации и иным руководителям (работникам), принимающим решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, квалификационные требования к указанным лицам, а также размер фонда оплаты труда кредитной организации).

Следуя лучшим практикам корпоративного управления и рекомендациям Банка России, кредитным организациям целесообразно устанавливать следующие требования к порядку осуществления членами совета директоров (наблюдательного совета) своих полномочий:

  • не принимать на себя обязательств и не совершать действий, которые могут привести к возникновению конфликта между собственными интересами члена совета директоров (наблюдательного совета) и интересами кредитной организации и (или) интересами ее кредиторов, вкладчиков и иных клиентов;
  • тщательно анализировать необходимую для выполнения своих функций в совете директоров (наблюдательном совете) информацию о деятельности, финансовом состоянии кредитной организации и ее положении на рынке, а также о преобладающих тенденциях в банковском секторе и возможных изменениях действующего законодательства, касающихся деятельности кредитной организации;
  • анализировать и изучать необходимые для выполнения своих функций в совете директоров (наблюдательном совете) материалы по вопросам, выносимым на обсуждение совета директоров (наблюдательного совета), выводы и рекомендации службы внутреннего контроля и внешнего аудитора;
  • анализировать акты проверок кредитной организации (ее филиалов) и (или) информацию о результатах проверок, проведенных уполномоченными представителями Банка России, которые представлены руководителем кредитной организации совету директоров (наблюдательному совету);
  • рассматривать и готовить решения по заключениям, предложениям, требованиям и предписаниям по существенным вопросам, направленным в кредитную организацию Банком России, органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • своевременно проводить совещания (рабочие встречи) с членами исполнительных органов, иными служащими кредитной организации, независимыми экспертами, внешним аудитором, принимать участие в совещаниях с Банком России и иными надзорными органами для выполнения своих функций.

Важным элементом деятельности со стороны совета директоров (наблюдательного совета) является контроль за качеством ведения кредитной организацией учета информации о ее аффилированных лицах.

Учитывая возможность затруднений в выявлении лиц, являющихся реальными выгодоприобретателями и (или) способных оказывать влияние на принятие решений в кредитной организации, целесообразно, чтобы политика кредитной организации в области предотвращения конфликта интересов предусматривала разработку и соблюдение порядка совершения сделок:
  • с аффилированными лицами кредитной организации;
  • с участниками (акционерами) кредитной организации и их аффилированными лицами;
  • с инсайдерами кредитной организации;
  • с лицами, сделки с которыми осуществляются на льготных условиях либо характеризовались регулярными убытками для кредитной организации.

При этом целесообразно, чтобы порядок принятия управленческих решений при совершении банковских операций и других сделок с перечисленными выше лицами включал следующие процедуры, направленные на предотвращение преднамеренного ухудшения качества активов кредитной организации:

  • установление внутрибанковских лимитов на проведение сделок со связанными с кредитной организацией лицами и льготных сделок;
  • рассмотрение советом директоров (наблюдательным советом) отдельных сделок или ряда взаимосвязанных сделок на суммы, превышающие размеры внутрибанковских лимитов на проведение сделок со связанными с кредитной организацией лицами и льготных сделок;
  • привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости активов при одобрении советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации решений о проведении банковских операций и других сделок, превышающих лимиты сделок со связанными с кредитной организацией лицами и льготных сделок.

В нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность кредитных организаций, особо отмечается важность соблюдения в деятельности исполнительных органов кредитных организаций принципа коллегиальности принятия решений.

В целях совершенствования системы корпоративного управления в кредитных организациях в состав коллегиального исполнительного органа рекомендуется также включать руководителя финансового департамента, руководителя структурного подразделения по управлению банковскими рисками (служащего, отвечающего за организацию работы по управлению банковскими рисками), руководителей иных структурных подразделений, осуществляющих наиболее значимые для кредитной организации банковские операции и другие сделки.

Следуя лучшим практикам корпоративного управления и рекомендациям Банка России, уполномоченному в соответствии с законодательством, учредительными и (или) внутренними документами органу управления кредитной организации (собранию участников или акционеров, совету директоров (наблюдательному совету)) целесообразно устанавливать следующие требования к порядку осуществления единоличным исполнительным органом и членами коллегиального исполнительного органа кредитной организации своих полномочий:
  • не принимать на себя обязательств и не совершать действий, которые могут привести к возникновению конфликта интересов исполнительного органа и участников (акционеров), кредиторов и вкладчиков, иных клиентов кредитной организации;
  • обеспечивать проведение банковских операций и других сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом, внутренними документами;
  • распределять обязанности между руководителями структурных подразделений, контролировать их выполнение и своевременно корректировать в соответствии с изменениями условий деятельности кредитной организации;
  • организовать систему сбора, обработки и предоставления финансовых и операционных данных о деятельности кредитной организации, необходимых совету директоров (наблюдательному совету), исполнительным органам для принятия обоснованных управленческих решений, включая информацию обо всех значимых для кредитной организации банковских рисках;
  • к заседаниям совета директоров (наблюдательного совета) заблаговременно представлять его членам информационные отчеты о деятельности кредитной организации по следующим вопросам:

а) финансовые показатели деятельности кредитной организации;

б) достаточность собственных средств (капитала) для покрытия принятых кредитной организацией рисков и предполагаемых расходов;

в) качество ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности и портфеля ценных бумаг;

г) фактические размеры и достаточность резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, а также резервов на возможные потери по прочим активам, обязательствам и сделкам;

д) концентрация кредитов (займов) и инвестиций в разрезе отраслей экономики, категорий заемщиков и тому подобное, а также планируемые выдачи кредитов (предоставления займов) и инвестиции;

е) потери и доходы от продажи, погашения и передачи активов с баланса кредитной организации, а также замены активов одного вида на активы другого вида;

ж) показатели привлеченных средств (в том числе депозитов), планируемые кредитной организацией мероприятия по привлечению средств и оценка качества управления банковскими рисками;

з) сравнительный анализ вышеперечисленных показателей деятельности кредитной организации по отношению к показателям за предыдущие периоды и (по возможности) показателям конкурентов;

и) банковские операции и другие сделки кредитной организации, в которых могут быть заинтересованы участники (акционеры), члены совета директоров (наблюдательного совета), исполнительных органов и служащие кредитной организации (их перечень, суммы, оценка риска);

к) меры, предпринимаемые исполнительными органами по соблюдению в кредитной организации законодательства Российской Федерации, учредительных, внутренних документов, норм профессиональной этики и наиболее значительные проблемы в этой области;

л) любые иные сведения о признаках возможного ухудшения, фактах снижения уровня финансовой устойчивости и (или) доходности кредитной организации.

К исключительной компетенции коллегиального исполнительного органа банка целесообразно относить принятие следующих решений:

  • о проведении банковских операций и других сделок (в том числе предоставлении кредитов и займов) на сумму, превышающую 5 и более процентов собственных средств (капитала) кредитной организации на последнюю отчетную дату;
  • о совершении банковских операций и других сделок, порядок и процедуры проведения которых не установлены внутренними документами кредитной организации, или вынесении на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) вопроса о целесообразности осуществления указанных операций или других сделок;
  • о совершении банковских операций и других сделок при наличии отклонений от предусмотренных внутренними документами порядка и процедур и превышении структурными подразделениями внутрибанковских лимитов совершения банковских операций и других сделок (за исключением банковских операций и других сделок, требующих одобрения общим собранием участников (акционеров) или советом директоров (наблюдательным советом));
  • о классификации (реклассификации) ссудной задолженности в случае предоставления льготных, переоформленных (в том числе пролонгированных), недостаточно обеспеченных и необеспеченных кредитов (займов), просроченных ссуд, а также классификации (реклассификации) прочих финансовых активов и внебалансовых инструментов в целях формирования резервов на возможные потери.

При этом исполнительным органам кредитной организации рекомендуется доводить до сведения совета директоров (наблюдательного совета) отчеты обо всех сделках со связанными с кредитной организацией лицами и льготных сделках кредитной организации не реже двух раз в год. При этом целесообразно, чтобы условия совершения указанных операций и сделок проверялись службой внутреннего контроля, внешними аудиторами.

К компетенции единоличного исполнительного органа целесообразно относить право принимать решения о проведении банковских операций и других сделок, соответствующих установленным во внутренних документах кредитной организации процедурам, порядкам и критериям, определяющим целесообразность их осуществления.

Состояние корпоративного управления оказывает существенное влияние на финансовую устойчивость и эффективность деятельности кредитной организации. Важным инструментом контроля за состоянием корпоративного управления является проведение кредитной организацией оценки состояния корпоративного управления.

В соответствии с Письмом Банка России от 07.02.2007 г. № 11-Т О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления" оценку состояния корпоративного управления кредитным организациям рекомендуется проводить не реже одного раза в год советом директоров (наблюдательным советом) по следующим направлениям:

  • распределение полномочий между органами управления;
  • организация деятельности совета директоров (наблюдательного совета), включая взаимодействие с исполнительными органами;
  • утверждение стратегии развития деятельности кредитной организации и контроль за ее реализацией;
  • координация управления банковскими рисками;
  • предотвращение конфликта интересов участников (акционеров), членов совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации, ее служащих, кредиторов, вкладчиков и иных клиентов;
  • отношения с аффилированными лицами;
  • определение правил и процедур, обеспечивающих соблюдение принципов профессиональной этики;
  • координация раскрытия информации о кредитной организации;
  • мониторинг системы внутреннего контроля.

Улучшение практики корпоративного управления кредитной организации, взвешенное распределение компетенции между органами управления обеспечивает совершенствование системы подотчетности, сводит к минимуму риск мошенничества или заключения сделок в собственных интересах со стороны заинтересованных лиц. Подотчетность в сочетании с эффективным управлением рисками и механизмами внутреннего контроля помогает выявить потенциальные проблемы до возникновения ситуации, которая может повлечь негативные последствия и затронуть интересы широкого круга лиц, в том числе кредиторов и вкладчиков, клиентов и контрагентов кредитной организации.