ПУБЛИЧНЫЕ И НЕПУБЛИЧНЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА — СМЫСЛ ДЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ. Статья 2

Продолжая разговор о новациях регулирования корпоративных правоотношений в Гражданском кодексе (далее - ГК РФ, Кодекс), обратимся к теме единоличного органа управления. Статус единоличного исполнительного органа усложнился.

  • Во-первых, это орган юридического лица, порядок образования и прекращения которого, определение компетенции и ответственности регулируется специальными нормами гражданского законодательства.
  • Во-вторых, это наемный работник, работающий в должности руководителя организации, и на него распространяются нормы трудового права.
  • В-третьих, это представитель юридического лица, на которого распространяются правила ГК РФ о представительстве.

Соответственно на директора распространяются правила ГК РФ о представителях, которые, в частности, запрещают совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 3 ст. 182 ГК РФ).

С одной стороны, это исключает возможность продажи директором имущества корпорации самому себе, но с другой - исключает и возможность участия директора акционерного общества в подписке на акции, в распределении акций общества за счет средств фонда акционирования, в опционных программах стимулирования менеджмента. Директор ООО не может участвовать в увеличении уставного капитала общества. Видимо, эти и другие случаи должны стать исключениями, предусмотренными законом. Однако до появления в законе таких исключений оборот серьезно осложнится с введением данной новации.

До установления в законе необходимых исключений ситуацию можно уладить с помощью новации, допускающей образование в юридическом лице нескольких единоличных исполнительных органов.

Кодексом предусмотрена возможность образования нескольких единоличных исполнительных органов.

Учредительным документом юридического лица может быть предусмотрено, что полномочия выступать от его имени предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 53 ГК РФ Органы юридического лица").

В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т. п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Резонно возникает вопрос: чем эти директора будут отличаться от коллегиального исполнительного органа?

В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ Управление в корпорации").

Появляется возможность маневрировать компетенцией органов общества

В российском корпоративном праве предусмотрено несколько уровней регулирования корпоративных отношений, в том числе определение компетенции органов корпорации. Первый уровень - ГК РФ, второй - законы о хозяйственных обществах и ценных бумагах, третий - учредительные документы корпорации.

ГК РФ (п. 2 ст. 65.3 ГК РФ Управление в корпорации") определил круг вопросов, которые составляют исключительную компетенцию высшего органа любой корпорации (см. таблицу 1). При этом формулировка ГК здесь имеет диспозитивный характер: Если иное не предусмотреноhellip; другим законом".

Таблица 1. Исключительная компетенция высшего органа корпорации

1.

Определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества

2.

Утверждение и изменение устава корпорации

3.

Принятие решений:

  • о реорганизации и ликвидации корпорации,
  • о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора),
  • об утверждении ликвидационного баланса

4.

Избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации

5.

Образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий

За исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации

6.

Утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации

7.

Принятие решений:

  • о создании корпорацией других юридических лиц,
  • об участии корпорации в других юридических лицах,
  • о создании филиалов и об открытии представительств корпорации

8.

Определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников

Кроме случаев, если такой порядок определен законом

ГК РФ установил правило, согласно которому компетенция общего собрания участников корпорации может быть расширена кодексом, другими законами и учредительными документами корпорации, но она может быть сужена (вопросы переданы в компетенцию других органов корпорации) только Кодексом или другими законами.

На основе этого правила ГК РФ (п. 2 ст. 67.1 ГК РФ Особенности управления в хозяйственных товариществах и обществах") дополнительно отнес к исключительной компетенции общего собрания участников корпорации, которая является хозяйственным обществом, вопросы, указанные в таблице 2.

Таблица 2. Дополнительные вопросы исключительной компетенции общего собрания участников любого хозяйственного общества

1

Изменение размера уставного капитала общества

Если иное не предусмотрено законами о хозяйственных обществах

2

Принятие решения

  • о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему),
  • утверждение такого управляющего (управляющей организации)
  • утверждение условий договора с ним

Если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции коллегиального органа управления общества

3

Распределение прибылей и убытков общества

Кодекс (пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ Публичные и непубличные общества") предусматривает для непубличных хозяйственных обществ возможность сокращения компетенции общего собрания участников за счет передачи на рассмотрение коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) или коллегиального исполнительного органа части вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников. Подробнее см. таблицу 3.

Таблица 3. Сокращения компетенции общего собрания участников непубличного общества

ДИСПОЗИЦИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННАЯ ЗАКОНОМ

МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ

Возможность передачи на рассмотрение коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) или коллегиального исполнительного органа вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением следующих вопросов:

  • внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
  • реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
  • определения количественного состава коллегиального органа управления общества и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
  • определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
  • увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
  • утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов хозяйственного общества

Реализуется посредством внесения соответствующих положений в устав по единогласному решению всех участников общества

Данный маневр компетенцией органов непубличного общества возможен только в том случае, если в нем будут созданы иные коллегиальные органы наряду с общим собранием участников.

Кодекс допускает возможность расширения компетенции общего собрания акционеров непубличного акционерного общества за счет отнесении вопросов, не относящихся к ней в соответствии с Кодексом или законом об акционерных обществах (пп. 8 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ Публичные и непубличные общества"). Следует иметь в виду, что это реализуется посредством внесения соответствующих положений в устав по единогласному решению всех акционеров общества.

Возможность самостоятельно определять порядок образования органов общества и порядок принятия ими решений

Кодекс допускает для непубличных обществ возможность самостоятельно устанавливать порядок созыва, проведения и принятия решений общим собранием участников (см. таблицу 4). В настоящее время в отношении всех акционерных обществ эти процедуры императивно регламентированы законом об акционерных обществах и Постановлением ФСФР РФ О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" (в ред. Приказа ФСФР России от 30.07.2013 г. № 13-65/пз-н).

Таблица 4. Возможность самостоятельно устанавливать порядок созыва, проведения общего собрания участников и порядок принятия им решений

ДИСПОЗИЦИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННАЯ ЗАКОНОМ

МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ

Возможность предусмотреть отличный от установленного законами и иными правовыми актами порядок:

  • созыва, подготовки и проведения общего собрания участников хозяйственного общества,
  • принятия общим собранием участников решений,

- при условии, что такие изменения не лишают участников права на участие в общем собрании непубличного общества и права на получение информации о нем

Реализуется посредством внесения соответствующих положений в устав по единогласному решению всех участников общества

В отношении коллегиального органа управления и коллегиального исполнительного органа непубличного общества допустимо ведение следующих требований, отличных от установленных законами и иными правовыми актами:

  • к количественному составу этих органов,
  • порядку их формирования,
  • порядку проведения ими своих заседаний (пп. 6 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ Публичные и непубличные общества").

Свобода внутрикорпоративной самоорганизации участников непубличных хозяйственных обществ в этом аспекте может быть направлена как на сглаживание последствий концентрации корпоративного контроля, так и на усиление его концентрации.

Сглаживание последствий концентрации корпоративного контроля достигается посредством установления в уставе общества следующих опций:

  • положений о поэтапном обновлении наблюдательного совета и коллегиального исполнительного органа;
  • ведение кумулятивного голосования при избрании не только членов наблюдательного совета, но и других коллегиальных органов (коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии);
  • увеличение количественного состава коллегиальных органов, избираемых кумулятивным голосованием;
  • введение в наблюдательный совет независимых директоров.

Усиление концентрации корпоративного контроля достигается посредством установления в уставе общества следующих анти-опций":

  • исключения кумулятивного голосования при избрании членов коллегиальных органов общества;
  • неприменение института независимых директоров;
  • уменьшение количественного состава коллегиальных органов.