ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАОЧНОГО ГОЛОСОВАНИЯ В ООО

Внеочередное общее собрание участников ООО может проводиться в форме совместного присутствия или в форме заочного голосования в зависимости от того, какой способ указан в решении о проведении внеочередного собрания.

В данной статье рассматриваются особенности проведения внеочередного общего собрания участников ООО в форме заочного голосования. Всю процедуру можно условно разделить на 6 этапов, представленных в Диаграмме № 1.


Этап 1. Принятие решения о проведении внеочередного общего собрания участников в форме заочного голосования (опросным путем).

В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) внеочередное общее собрание участников общества может быть созвано органами или лицами, которые имеют право требовать проведения общих собраний участников, а именно:

  • исполнительный орган, если согласно уставу общества вопрос подготовки, созыва и проведения общего собрания участников находится в компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (п. 2.2 ст. 32 Закона об ООО);
  • совет директоров (наблюдательный совет) (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);
  • ревизионная комиссия (ревизор) общества (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);
  • аудитор общества (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);
  • участники (участник) общества, обладающие в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

Любой из вышеперечисленных органов или лиц может направить требование о проведении внеочередного общего собрания участников ООО. После получения данного требования орган, в компетенции которого находятся вопросы подготовки, созыва и проведения общего собрания (это может быть исполнительный орган или совет директоров (наблюдательный совет)), в течение 5 дней обязан рассмотреть это требование и принять решение о проведении или об отказе в проведении общего внеочередного общего собрания (п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

Предположим, что после рассмотрения требования компетентный орган принимает решение о проведении внеочередного общего собрания участников ООО в форме заочного голосования (опросным путем).

В данном решении о проведении собрания необходимо указать:

1. Наименование органа, принявшего решение о проведении общего собрания участников ООО.

2. Дату проведения собрания.

При определении даты собрания необходимо помнить, что:

  • в течение 5 дней с даты получения требования (если проведение собрания инициируют уполномоченные лица или органы) исполнительный орган (совет директоров (наблюдательный совет)) должен рассмотреть его и принять решение о проведении или об отказе в проведении собрания (абз. 2 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);
  • не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания исполнительный орган (совет директоров (наблюдательный совет)) должен уведомить о нем каждого участника ООО, если более короткий срок не установлен уставом общества (п.п. 1, 4 ст. 36 Закона об ООО, п. 2 гл. I ч. Б" Кодекса корпоративного управления);
  • если принято решение о проведении собрания, оно должно быть проведено не позднее чем через 45 дней со дня получения требования (п. 3 ст. 35 Закона об ООО).

3. Форму внеочередного общего собрания участников ООО (в нашем случае заочное голосование (опросным путем)).

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 12 Закона об ООО устав общества должен содержать сведения о порядке принятия решений органами общества, то есть возможность проведения внеочередного собрания участников ООО в форме заочного голосования должна быть предусмотрена в уставе общества.

Так же, в соответствии с п. 3 ст. 38 Закона об ООО, внутренний документ общества должен регулировать порядок проведения заочного голосования и предусматривать:

  • обязательность сообщения всем участникам общества предлагаемой повестки дня, а также до начала голосования измененной повестки дня;
  • возможность ознакомления всех участников общества до начала голосования со всей необходимой информацией и материалами;
  • возможность внесения предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов;
  • обязательность сообщения всем участникам общества срока окончания процедуры голосования;

Отсутствие в уставе или внутреннем документе порядка проведения собрания в форме заочного голосования является основанием для признания недействительными принятых решений на подобных собраниях (Постановления ФАС Уральского округа от 29.03.2007 г. № Ф09-2415/07-С4 по делу № А60-12048/05, ФАС Московского округа от 13.06.2006 г. № КГ-А40/4576-06 по делу № А40-52276/05-81-332).

4. Повестку дня внеочередного общего собрания участников ООО.

При подготовке повестки дня общего собрания рекомендуется указывать, кем был предложен каждый из включенных в нее вопросов и кем был выдвинут каждый из кандидатов в органы общества (п. 8 гл. I ч. Б" Кодекса корпоративного управления). Кроме того, если в повестки дня присутствует вопрос разное" - рассматривать в его рамках можно только малозначительные процедурные вопросы, которые не затрагивают права и интересы участников общества. В противном случае есть вероятность признания решения, принятого в нарушение требования к содержанию данного вопроса, недействительным (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2013 г. по делу № А82-6176/2012).

5. Форму и порядок уведомления участников о созываемом внеочередном собрании участников ООО.

Согласно п. 1 ст. 36 Закона об ООО органы или лица, созывающие внеочередное общее собрание участников ООО, обязаны уведомить об этом каждого участника общества в срок не менее чем за 30 дней до даты его проведения (уставом общества может быть предусмотрен более короткий срок уведомления).

Уведомление о проведении общего собрания должно содержать всю информацию, которая необходима для принятия решения об участии и способе участия в общем собрании (п. 4 гл. I ч. Б" Кодекса корпоративного управления), а именно:

  1. дата, время и место проведения собрания (п. 2 ст. 36 Закона об ООО);
  2. форма проведения внеочередного общего собрания участников ООО (совместное присутствие или заочное голосование (опросным путем));
  3. предлагаемая повестка дня (п. 2 ст. 36 Закона об ООО);
  4. информация и материалы, подлежащие предоставлению участникам ООО.

6. Перечень материалов (информации), предоставляемой участникам общества для подготовки к проведению общего собрания, а также порядок ее предоставления.

Если порядок и способы получения материалов (информации) не определены уставом, она должна быть направлена вместе с уведомлением о созыве общего собрания (абз. 2 п. 3 ст. 36 Закона об ООО). Участникам общества, как правило, предоставляются следующие материалы:

  • сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы, совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизоры) (п. 3 ст. 36 Закона об ООО). Информация должна быть достаточной для формирования представления о личных и профессиональных качествах кандидатов (их биография, опыт, а также об их соответствии требованиям, которые предъявляются к членам органов общества, если такие требования установлены законодательством, а также сведения о предлагаемом вознаграждении);
  • проект изменений и дополнений, вносимых в устав ООО, или проект устава ООО в новой редакции (п. 3 ст. 36 Закона об ООО);
  • проекты внутренних документов ООО (п. 3 ст. 36 Закона об ООО).

Если в повестку дня общего собрания участников включен вопрос о внесении изменений в устав общества и его внутренние документы, участникам необходимо предоставить обоснование необходимости внесения таких изменений, а также информацию о последствиях для общества и его участников в случае принятия такого решения (пп. 5 п. 10 гл. I ч. Б" Кодекса корпоративного управления).

  • иная информация (материалы), предусмотренная уставом (п. 3 ст. 36 Закона об ООО).

Вся необходимые материалы и информация должны быть представлена всем участникам для ознакомления в помещении исполнительного органа общества в течение 30 дней до проведения общего собрания участников общества (если уставом общества не установлен более короткий срок (п. 4 ст. 36 Закона об ООО)).

Непредставление участнику материалов и информации, необходимых для подготовки к общему собранию, признается существенным нарушением.

7. Бюллетень для голосования (при голосовании бюллетенями).

В соответствии с п. 1 ст. 37 и п. 1 ст. 38 Закона об ООО возможность голосования бюллетенями может быть предусмотрена в уставе общества или ином документе, регламентирующем порядок проведения общего собрания.

8. Почтовый адрес, на который должны направляться заполненные бюллетени.

9. Дату окончания приема заполненных бюллетеней.

Этап 2. Уведомление участников о созыве внеочередного собрания в форме заочного голосования (опросным путем).

Существует несколько способов уведомления участников общества о созыве внеочередном собрании участников, которые могут быть предусмотрены уставом общества, а именно:

А) Направление уведомления о созыве общего собрания участников каждому участнику общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества (п. 1 ст. 36 Закона об ООО).

Согласно п. 1.1.2 гл. I ч. Б" Кодекса корпоративного управления порядок уведомления о проведении общего собрания должен обеспечивать участникам возможность надлежащим образом подготовиться к нему.

Б) Направление уведомления о созыве общего собрания участников по электронной почте.

Для того чтобы направление уведомления о созыве общего собрания участников по электронной почте имело юридическую силу, необходимо предусмотреть в уставе общества, что юридические последствия возникают с момента исполнения обязанности по направлению уведомления (например, заказным письмом или электронным письмом с приложением квалифицированной электронной подписи).

На наш взгляд, оптимальном является направлять уведомления о созыве общего собрания участников заказным письмом (по адресу, указанному в списке участников общества), но при этом продублировать его по электронной почте, это позволит избежать споров о моменте уведомления участника о дате и времени проведения общего собрания.

В) Публикация уведомления о созыве общего собрания участников в печатном издании.

Для того чтобы публикация уведомления о созыве общего собрания участников в печатном издании имела юридическую силу, необходимо, во-первых, прописать в уставе возможность такого уведомления, а во-вторых, прописать печатное издание, в котором будет размещено уведомление.

Согласно сложившейся судебной практике, если в уставе не будет конкретизировано печатное издание, в котором будут размещаться сообщения о проведении общего собрания участников ООО, а целевая аудитория печатного издания (в котором размещено сообщение) не обеспечивает реального уведомления участников, то такая публикация не считается уведомлением о проведении собрания.

Г) Публикация уведомления о созыве общего собрания участников на официальном сайте общества в сети Интернет.

Данный способ извещения участников так же должен быть прописан в уставе общества или его внутренних документах. Чаще всего он используется в качестве дополнительного способа оповещения наравне с уведомлением по электронной почте.

Следует помнить, что если нарушен порядок извещения участника о проведении общего собрания участников, это является основанием для признания решения такого собрания недействительным (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2011 г. № Ф03-2332/2011, ФАС Московского округа от 02.06.2011 г. № КГ-А41/3368-11, ФАС Центрального округа от 29.06.2011 г. по делу № А09-8456/2010).

Этап 3. Проведение внеочередного общего собрания участников в форме заочного голосования (опросным путем).

Закон об ООО не регламентирует порядок проведения внеочередного общего собрания участников в форме заочного голосования (опросным путем), поэтому обществу необходимо самостоятельно установить во внутреннем документе (например, в уставе общества) порядок проведения общих собраний участников в форме заочного голосования.

В пункте 3 ст. 38 Закона об ООО установлен перечень положений о заочном голосовании, которые должны содержаться в уставе общества или ином внутреннем документе общества:

  • порядок сообщения участникам о проведении общего собрания и предлагаемой повестке дня;
  • порядок ознакомления всех участников общества до начала голосования со всеми необходимыми материалами и информацией;
  • порядок внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов;
  • порядок сообщения всем участникам измененной повестки дня до начала голосования;
  • порядок сообщения участниками своего мнения по вопросам повестки дня.
  • срок окончания процедуры голосования.

Следует помнить, что в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 38 Закона об ООО внеочередное собрание может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Этап 4. Принятие решений по вопросам повестки дня общего собрания участников в форме заочного голосования.

После окончания процедуры голосования и получения заполненных бюллетеней, в которых отражено мнения участников общества по вопросам повестки дня внеочередного общего собрания, приступают к принятию решений по означенным вопросам. В идеале рекомендуется (при наличии соответствующих технических условий) создавать систему, позволяющую принимать участие в голосовании с помощью электронных средств. Например, предусматривать возможность заполнения бюллетеней для голосования в электронной форме, через личный кабинет на официальном сайте общества в сети Интернет при условии обеспечения достаточной надежности и защиты, а также однозначной идентификации (аутентификации) лиц, принимающих участие в собрании (п. 20 гл. I ч. Б" Кодекса корпоративного управления). Но в широкой практике пока чаще используются бюллетени.

Порядок принятия участниками общества решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания, регулируется положениями п. 8 с. 37 Закона об ООО, согласно которому по ряду вопросов требуется:

  • единогласие всех участников общества;
  • квалифицированное большинство голосов общего числа участников общества;
  • простое большинство голосов.

По правилам решение считается принятым, если за его принятие отдано необходимое в соответствии с Законом об ООО количество голосов (см. Таблицу 1).

При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение (один вопрос - одно решение), если иное не установлено единогласно участниками собрания (п. 2 ст. 181.2 ГК РФ).

Особо хотелось подчеркнуть, что ГК РФ допускает для непубличных обществ возможность самостоятельно устанавливать порядок созыва, проведения и принятия решений общим собранием участников, если такое решение принято единогласно.

Таблица 1. Количество голосов, необходимое для принятия решений по вопросам повестки дня

Норма Закона об ООО

Вопрос повестки дня

Количество голосов

абз. 2 п. 8 ст. 37

Реорганизация или ликвидация общества

100% голосов (единогласно)

абз. 1 п. 2 ст. 8

Предоставление дополнительных прав участнику (участникам) общества

100% голосов (единогласно)

абз. 3 п. 2 ст. 8

Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам общества

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 9

Возложение дополнительных обязанностей на всех участников общества, прекращение дополнительных обязанностей

100% голосов (единогласно)

п. 3 ст. 14

Внесение в устав, изменение и исключение из устава ограничений максимального размера доли участника общества и возможности изменения соотношения долей участников общества

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 19

Увеличение уставного капитала общества на основании заявления участника (заявлений участников) общества о внесении дополнительного вклада

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 19

Увеличение номинальной стоимости доли участника общества, подавшего заявление о внесении дополнительного вклада

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 19

Изменение размеров долей участников общества в связи с увеличением уставного капитала на основании заявления участника (заявлений участников) общества о внесении дополнительного вклада

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 19

Увеличение уставного капитала общества на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 19

Принятие третьего лица (третьих лиц) в общество

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 19

Определение номинальной стоимости и размера доли третьего лица (третьих лиц), принимаемого в общество

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 19

Изменение размеров долей участников общества в связи с увеличением уставного капитала на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 19

Внесение изменений в устав общества, связанных с увеличением уставного капитала на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада

100% голосов (единогласно)

п. 4 ст. 21

Внесение в устав общества положений, устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене, в том числе изменение размера такой цены или порядка ее определения

100% голосов (единогласно)

п. 4 ст. 21

Внесение в устав общества положений, устанавливающих возможность воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи

100% голосов (единогласно)

п. 4 ст. 21

Внесение в устав общества положений, предусматривающих возможность предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 23

Внесение в устав общества положений, предусматривающих срок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли участника по его требованию в случаях, предусмотренных абз. 1 и 2 п. 2 ст. 23 Закона об ООО

100% голосов (единогласно)

п. 6.1 ст. 23

Внесение в устав общества положений, предусматривающих иной срок, чем три месяца, со дня возникновения соответствующей обязанности или порядок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли или выдаче в натуре такой же стоимости участнику, подавшему заявление о выходе из общества

100% голосов (единогласно)

п. 4 ст. 19

Зачет участниками общества и (или) третьими лицами денежных требований к обществу в счет внесения ими дополнительных вкладов (вкладов)

100% голосов (единогласно)

п. 4 ст. 24

Продажа доли (части доли), принадлежащей обществу, участникам, в результате которой изменяются размеры долей участников общества, а также ее продажа третьим лицам и определение иной цены на продаваемую долю

100% голосов (единогласно)

абз. 2 п. 2 ст. 25

Выплата кредиторам действительной стоимости доли или части доли участника, на имущество которого обращается взыскание

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 15

Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества

100% голосов (единогласно)

п. 1 ст. 26

Внесение в устав положений, предоставляющих участникам право выхода из общества

100% голосов (единогласно)

п. 1 ст. 27

Внесение в устав общества изменений, предусматривающих обязанность участников общества вносить вклады в имущество общества по решению общего собрания участников

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 27

Внесение в устав общества положений, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также положений, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 27

Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, установленные для всех участников общества

100% голосов (единогласно)

п. 2 ст. 28

Внесение в устав общества положений, устанавливающих порядок распределения прибыли между участниками общества, а также изменение и исключение таких положений

100% голосов (единогласно)

п. 1 ст. 32

Внесение в устав положений, устанавливающих порядок определения числа голосов участников общества, а также изменение и исключение таких положений

100% голосов (единогласно)

абз. 1 п. 8 ст. 37

Внесение изменений в устав общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества

Большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества)

абз. 2 п. 1 ст. 27

Внесение вкладов в имущество общества

Большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества)

п. 1 ст. 5

Создание филиалов и открытие представительств

Большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества)

абз. 3 п. 2 ст. 8

Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества

Большинством не менее 2/3 от общего числа голосов участников общества (при условии, если участник, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие)

п. 2 ст. 9

Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества

Большинством не менее 2/3 от общего числа голосов участников общества (при условии, что участник, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие)

п. 4 ст. 21

Исключение из устава общества положений, устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене

2/3 голосов от общего числа голосов участников общества

п. 4 ст. 21

Исключение из устава общества положений, устанавливающих возможность воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи

2/3 голосов от общего числа участников общества

п. 4 ст. 21

Исключение из устава общества положений, предусматривающих возможность предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей

Большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества)

п. 2 ст. 23

Исключение из устава общества положений, предусматривающих срок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли участника по его требованию в случаях, предусмотренных абз. 1 и 2 п. 2 ст. 23 Закона об ООО

2/3 голосов от общего числа голосов участников общества

п. 6.1 ст. 23

Исключение из устава общества положений, предусматривающих иной срок, чем три месяца, со дня возникновения соответствующей обязанности или порядок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли или выдаче в натуре такой же стоимости участнику, подавшему заявление о выходе из общества

2/3 голосов от общего числа голосов участников общества

п. 2 ст. 27

Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества для определенного участника общества

Большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (при условии, если участник общества, для которого установлены такие ограничения, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие)

абз. 3 п. 8 ст. 37

Остальные вопросы

Большинством голосов от общего числа голосов участников общества (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества)

Нарушения порядка принятия решения внеочередного общего собрания в ООО.

Решение внеочередного собрания может быть признано судом недействительным по заявлению участника, который не принимал участия в голосовании или голосовал против оспариваемого решения, если оно принято с нарушением требований Закона об ООО, иных нормативно-правовых актов РФ, устава общества и нарушает права и законные интересы упомянутого участника (п. 1 ст. 43 Закона об ООО). Так же в соответствии с п. 2 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка его принятия, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.

В соответствии с п. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ нарушение порядка проведения общего собрания участников ООО влечет административную ответственность в виде штрафа:

  • от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (для должностных лиц);
  • от 500 тыс. до 700 тыс. руб. (для юридических лиц).

Этап 5. Занесение результатов голосования в протокол общего собрания участников.

О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме.

Закон об ООО не регламентирует:

  • порядок занесения результатов голосования в протокол;
  • форму и содержание протокола заочного голосования.

В связи с этим, целесообразно отразить данную информацию в уставе или во внутреннем документе, регулирующем деятельность общего собрания участников ООО.

При определении содержания и формы протокола опираются на п. 5 ст. 181.2 ГК РФ, в протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

  • дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
  • сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня (указывается количество голосов, отданных за принятие решения по каждому вопросу/против/воздержавшихся);
  • сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
  • сведения о лицах, подписавших протокол.

Составленный протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).

Срок составления протокола общего собрания участников в законе об ООО не установлен, его рекомендуется предусмотреть в уставе или внутреннем документе, регулирующем порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания участников ООО. Например, можно руководствоваться ст. 63 Закона об АО, и прописать, что протокол составляется в течение 3 рабочих дней после закрытия общего собрания.

Нотариальное удостоверение решения.

В соответствии с пп. 3. п. 3 ст. 67.1 ГК РФ принятие общим собранием решения должно подтверждаться путем нотариального удостоверения, если иной способ (использование технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; другой способ, не противоречащий закону) не предусмотрен уставом общества.

Однако в соответствии с п. 6.1 письма Федеральной нотариальной палаты от 01.09.2014 г. № 2405/03-16-3 О пособии по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии" если решение принималось в форме заочного голосования, нотариус не может удостоверить принятые общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии (так как нотариусу для совершения указанного нотариального действия необходимо физическое присутствие участников в месте проведения собрания).

Поэтому решения, принятые в форме заочного голосования, нотариально не удостоверяют, а в уставе общества необходимо отразить способ подтверждения решений, принятых в форме заочного голосования. Например, принятые общим собранием решения в форме заочного голосования подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем общего собрания, являющимися участниками общества.

Этап 6. Направление копий протокола внеочередного общего собрания участникам ООО.

Согласно п. 6 ст. 37 Закона об ООО не позднее чем в течение 10 дней после составления протокола общего собрания участников общества исполнительный орган общества или иное осуществлявшее ведение указанного протокола лицо обязаны направить копию протокола внеочередного общего собрания всем участникам общества.

Решения общего собрания должны быть доступны для всех участников общества, поэтому рекомендуется включать в устав общества и его внутренние документы обязанность общества размещать на своем официальном сайте (в сети Интернет) протоколы общих собраний в максимально короткий срок (п. 24 гл. I ч. Б" Кодекса корпоративного управления).

В заключение хотелось отметить, что не все решения можно принимать путем заочного голосования, так, например, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 38 Закона об ООО решения общего собрания участников общества по вопросам утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов не могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем). При этом ГК РФ предусматривает возможность для непубличных обществ по единогласному решению всех участников общества включить в свои уставы иной порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний, отличный от порядка, установленного законодательством. То есть единогласным решением участники общества могут включить в устав общества положения, предусматривающие возможность проведения общего собрания участников в форме заочного голосования с любой повесткой дня. Это позволит решать большинство вопросов в форме заочного голосования (опросным путем), экономя тем самым как время участников общества, так и деньги на оплату услуг нотариуса на удостоверение принятых решений.