ОРГАНИЗУЕМ УЧЕТ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ

Экономическая зависимость и, в особенности, концентрация участников рынка давно является предметом пристального внимания развитых государств и, как следствие, находит отражение в их законодательстве. Для российского права термин аффилированные лица" является сравнительно молодым и заимствован из английского и американского права (to affiliate" с англ. - усыновлять, принимать в качестве дочернего предприятия), где обозначает лиц, находящихся в той или иной хозяйственной (экономической) зависимости друг от друга.

В нашей статье мы рассмотрим проблематику определения круга и некоторые вопросы составления списка аффилированных лиц.

Определяем круг аффилированных лиц

В российском законодательстве понятие аффилированные лица" впервые упоминается в Федеральном законе Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (далее - Закон об акционерных обществах). Однако дефиниция термина появляется лишь в 1998 году в Законе РСФСР от 22.05.1991 г. № 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции).

Согласно ст. 4 Закона о конкуренции аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Как видно, данное определение очень обширно, поэтому законодатель, во избежание возникновения различных толкований, далее в этой же статье приводит подробный перечень аффилированных лиц юридического лица. К ним относятся:

bull; член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

bull; лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо (понятие группы лиц мы рассмотрим чуть ниже);

bull; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

bull; юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица (обратим внимание, что это основание вступает в противоречие с вышеприведенным общим определением аффилированных лиц как преобладающих, доминирующих, способных оказывать влияние на других юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Более подробно к этому вопросу мы еще вернемся);

bull; аффиллированные лица участников финансово-промышленной группы.

Сразу отметим, что понятие финансово-промышленной группы ушло из российского права с принятием Федерального закона 22.06.2007 г. № 115-ФЗ О признании утратившим силу федерального закона О финансово-промышленных группах" и осталось в Законе о конкуренции, видимо, по недосмотру законодателя, поэтому на данном пункте мы не будем останавливаться.

Итак, перечень лиц, которые признаются аффилированными, достаточно объемный, особенно учитывая то, что внутри него содержится понятие группы лиц". Определение группы лиц дается в статье 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Интересно отметить, что ранее это понятие также содержалось в Законе о конкуренции, но все положения данного закона, за исключением определения аффилированных лиц, утратили силу с принятием Закона о защите конкуренции.

Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким следующим признакам (в целях упрощения текста закона разобьем их на подгруппы):

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство (далее - хозяйственное общество)) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо:

bull; имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе, либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества;

bull; осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

bull; на основании учредительных документов этого хозяйственного общества или заключенного с этим хозяйственным обществом договора вправе давать этому хозяйственному обществу обязательные для исполнения указания;

bull; имеет более чем пятьдесят процентов одних и тех же физических лиц в составе коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда), что и в этом хозяйственном обществе;

bull; предложило назначить или избрать единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

bull; предложило избрать более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

2) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

3) лица, каждое из которых по какому-либо из вышеуказанных признаков входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по вышеуказанным признакам;

4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных выше признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Последние два основания существенно расширяют круг лиц, входящих в группу, и снимают вопросы о пределах группы лиц: как бы ни хотелось утверждать обратное, следует признать, что оснований для ограничения такого списка уровнем дочерних или внучатых" компаний нет. На наш взгляд, приведенные положения Закона о защите конкуренции следует отнести к недостаткам правового регулирования, поскольку подобный подход может привести к тому, что настолько расширенное понятие группы лиц потеряет свое содержательное значение.

Резюмируя вышеперечисленное, можно заключить следующее. Во-первых, исходя из конструкции ст. 4 Закона о конкуренции перечень аффилированных лиц является закрытым. Во-вторых, внутри самого перечня существует противоречие, поскольку термин применяется как к оказывающим влияние, так и находящимся под таким влиянием лицам. Таким образом, аффилированные лица подчиняются принципу взаимоаффилированности", т. е. если у организации имеется аффилированное лицо, то эта организация в свою очередь является его аффилированным лицом.

Для разрешения указанного противоречия представляется, что самым простым и логичным методом будет изменение формулировки определения аффилированных лиц в сторону взаимного влияния лиц на деятельность друг друга, а также включение в перечень дополнительных критериев аффилированности (каких - рассмотрим далее). Автор не рассматривает вариант открытого перечня, т. к. при этом неизбежно возникнут различные, а зачастую и противоположные точки зрения, хотя и понятно, что закон в не силах предусмотреть все возможные случаи аффилированности.

Составляем список аффилированных лиц

В соответствии с п. 4 ст. 93 Закона об акционерных обществах, общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Общие требования для акционерных обществ (всех открытых акционерных, а также обществ закрытого типа, в случае публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг) по ведению списка и раскрытию информации об аффилированных лицах установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утверждено Приказом ФСФР России от 04.10.2011 г. № 11-46/пз-н, далее - Положение). Кроме того, специальное законодательство регулирует вопросы ведения и представления списка аффилированных лиц отдельными категориями акционерных обществ (например, Указание Банка России от 12.11.2009 г. № 2332-У; Приказ ФАС России от 26.06.2012 г. № 409 и др.). Мы остановимся на общих требованиях.

Согласно разделу 8.5 Положения, учет аффилированных лиц осуществляется в форме списка таких лиц (форма списка установлена приложением № 4 к Положению).

При этом список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу. Проанализировав основания аффилированности, их можно условно разделить на три категории:

1. Лица, информация о которых находится у общества и которые заведомо известны обществу как аффилированные. К таким лицам относятся:

bull; член совета директоров (наблюдательного совета); член коллегиального исполнительного органа; лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа (к этой категории относятся следующие лица: генеральный директор; лицо, исполняющее его обязанности на основании решения совета директоров или общего собрания акционеров в случае досрочного прекращения полномочий генерального директора; лицо, исполняющее обязанности временно, на период отпуска, болезни или командировки генерального директора на основании приказа/доверенности, если такой случай предусмотрен уставом общества; управляющая организация или индивидуальный предприниматель, действующие на основании договора, в соответствии со ст. 69 Закона об акционерных обществах). Информация о таких лицах становится известна обществу в день избрания/назначения, который и будет являться датой включения таких лиц в список аффилированных лиц;

bull; юридическое лицо, в котором общество имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов. Очевидно, общество включает такое лицо в список аффилированных лиц с момента перехода соответствующего права распоряжения;

bull; лица, которые на основании учредительных документов хозяйственного общества или заключенного с этим хозяйственным обществом договора вправе давать этому хозяйственному обществу обязательные для исполнения указания. Такие лица должны быть включены в список под датой внесения записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации общества (либо соответствующих изменений в уставе) или датой, указанной в договоре с таким лицом;

bull; лицо, которое предложило назначить или избрать единоличный исполнительный орган, либо более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества. Такие предложения/указания должны поступить в общество в письменно виде, а также могут быть отражены в протоколе заседания соответствующего органа управления. Лицо, от которого поступили такие предложения, должно быть включено в список аффилированных лиц под датой проведения заседания органа управления, на котором назначены/избраны кандидатуры по его предложению;

bull; супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры физического лица, входящего в группу лиц общества. Необходимые сведения (достаточно указать Ф.И.О. перечисленных лиц) генеральный директор может передать в подразделение общества, ответственное за подготовку списка аффилированных лиц.

2. Лица, которые обязаны предоставлять обществу информацию о себе:

bull; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли общества.

Согласно п. 2 ст. 93 Закона об акционерных обществах аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций. По мнению автора, общество должно включить такое лицо в список под датой поступления в общество соответствующего уведомления, при этом в графе дата наступления основания" указывается фактическая дата сделки согласно уведомлению от аффилированного лица.

Кроме того, у публичных обществ, обязанных раскрывать информацию в форме существенных фактов, имеется дополнительный источник информации, предусмотренный ст. 30 закона № 39-ФЗ О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996: лицо, которое приобрело или у которого прекращено право прямо или косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, обязано уведомить об этом эмитента, если указанное количество голосов составляет 5 процентов либо стало больше или меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого эмитента.

3. Лица, о которых общество не имеет информации:

bull; лицо, в составе коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) которого более чем пятьдесят процентов тех же физических лиц, что и в хозяйственном обществе;

bull; лица, которые входят в группу лиц по основаниям № 3 и № 4, вышеуказанным в настоящей статье; также возможны и другие случаи.

Отметим, что для общества не установлена обязанность искать информацию о таких лицах. Однако при возникновении сомнений (например, в том, что в совершении сделки имеется заинтересованность и т. п.), в целях предотвращения возможных правовых рисков, общество может воспользоваться общедоступными источниками раскрытия информации, установленными в соответствии с законодательством (т. е. не любыми СМИ), а при их отсутствии или недостаточности - письменно запросить у такого лица необходимую информацию.

Соотношение термина аффилированные лица" с другими близкими понятиями

Как мы уже отмечали, в настоящее время ст. 4 Закона о конкуренции, посвященная аффилированным лицам, - единственная статья этого закона, сохранившая силу. Однако отнесение аффилированных лиц к антимонопольному законодательству представляется непоследовательным, т. к. этот термин не использовался больше ни в одной статье Закона о конкуренции, а кроме того, не перешел в последовавший за ним Закон о защите конкуренции, который оперирует термином группа лиц".

Напротив, в других законах и подзаконных актах понятие аффилированных лиц то и дело встречается - в федеральных законах Об акционерных обществах", Об обществах с ограниченной ответственностью", О рынке ценных бумаг", О несостоятельности (банкротстве)", О банках и банковской деятельности", в Положении по бухгалтерскому учету Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008).

Кроме того, в законодательстве встречаются и другие близкие по смыслу понятия:

1. Налоговый кодекс в ст. 20 использует понятие взаимозависимые лица", причем подчеркивается, что только для целей налогообложения. Такими лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

При этом в ч. 2 ст. 20 указано, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 указанной статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Можно предположить, что в целях единообразия судебной практики под иными основаниями" следует понимать как раз отнесение лица к аффилированным.

2. Подход, противоположный Налоговому кодексу, мы наблюдаем в законодательстве о бухгалтерском учете. Так, указанное выше ПБУ 11/2008, регулирующее порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, использует еще одно понятие - связанные стороны, которыми являются юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, способна оказывать влияние. Такими лицами могут являться:

а) юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) юридическое и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые участвуют в совместной деятельности;

в) организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

Будут ли изменения?

Итак, очевидна необходимость единого понятийного аппарата, регулирующего вопросы взаимного влияния различных лиц на предпринимательскую и иную экономическую деятельность друг друга, независимо от целей отраслевого законодательства (корпоративного, антимонопольного, налогового и др.). Кроме того, необходимы более подробные критерии для отнесения лиц к аффилированным. Представляется, что только таким образом можно внести единообразие в нормативное регулирование рассматриваемого института.

Нужно отметить, что законодатель уже предпринимал некоторые шаги в улучшении регулирования института аффилированых лиц. Так, в феврале 2000 года проект федерального закона Об аффилированных лицах" был принят Государственной думой РФ в первом чтении. Одной из целей законопроекта было более полное определение понятия аффилированных лиц с учетом накопленного опыта его применения. Рассмотрение законопроекта во втором чтении было намечено на февраль 2004 года, однако до настоящего времени этого не произошло.

Второй попыткой стал законопроект № 47538-6/2 О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации lt;hellip;gt;", являющийся вторым из законопроектов, на которые был разделен исходный законопроект № 47538-6 о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, принятый в первом чтении (далее - Проект).

Ожидалось, что важной новеллой реформы гражданского законодательства станет введение единого регулирования отношений юридической связанности лиц: установление аффилированности и признание лица контролирующим (ст. 53.2 ГК РФ в редакции Проекта, рассмотренного Государственной Думой в первом чтении). Проект Гражданского кодекса РФ, принятый в первом чтении, содержал восемь оснований признания лиц аффилированными. Также Проектом предусматривалась возможность признания судом аффилированности между лицами, если будет доказано, что они получили фактическую возможность влиять на юридическое лицо в результате своих согласованных действий. Однако в редакции проекта № 47538-6/2, подготовленной ко второму чтению, все положения об аффилированных лицах были исключены. Кстати говоря, на сегодняшний день данный законопроект так и не был рассмотрен во втором чтении.