Обычаи делового оборота в корпоративном праве: судебная практика
Зачастую для целей правового регулирования корпоративных отношений вследствие отсутствия релевантной нормы права применяется обычай делового оборота. Более того, законодательство и разъяснения судов высших инстанций указывают на необходимость судов при оценке тех или иных обстоятельств руководствоваться обычаем. О применимости обычаев при разрешении вопросов относительно регулирования отношений, связанных с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, - в статье.
Для целей настоящей статьи следует определить, что будет подпадать под обычай делового оборота1, регулирующий корпоративные отношения в отсутствие применимой нормы.
Учитывая функцию обычая в регулировании отношений, не урегулированных законодательством, авторы приходят к выводу о том, что обычай представляет собой норму права2. Таким образом, обычай является общеобязательным правилом поведения, которое налагает на участников правоотношений определенные обязанности.
В то же время на данный момент в гражданско-правовом обороте уже устойчивое место занимают такие категории, как корпоративный обычай и корпоративный кодекс (кодекс корпоративного управления). Подпадают ли относительно новые понятия под данное в ст. 5 ГК РФ определение обычая как сложившееся и широко применяемое в какой-либо отрасли предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения"?
Корпоративные обычаи регулируют сферу реализации корпоративных прав участников корпорации и производных от них отношений3.
Так, Кашанина Т.thinsp;В. полагает, что корпоративный обычай обеспечивается мерами воздействия со стороны корпорации4, что фактически отличает их от обычая по смыслу ст. 5 ГК РФ.
Представляется верным, что корпоративный обычай распространяется на одну корпорацию и влияет на деяте... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.