НОВЫЕ ПОДХОДЫ ГК РФ К ВОЗВРАТУ НЕЗАКОННО СПИСАННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) была закреплена развернутая система норм, регулирующих отношения в сфере бездокументарных ценных бумаг, которые не подпадают под действие общих положений о ценных бумагах. В частности, в ГК РФ была введена статья 149.3, определяющая порядок защиты прав правообладателя, со счета которого были неправомерно списаны бездокументарные ценные бумаги, и статья 149.4, устанавливающая последствия истребования таких ценных бумаг.
Данные статьи являются нововведением законодателя. Ранее вопросы о возврате незаконно списанных ценных бумаг не были урегулированы и разрешались исключительно на уровне правоприменительной практики.
Рассмотрим новые подходы к возврату незаконно списанных ценных бумаг, закрепленные в ГК РФ, в сравнении с ранее существовавшими в судебной практике, определим, какая защита предоставлена в настоящее время правообладателю, со счета которого были неправомерно списаны ценные бумаги, и какие последствия повлечет истребование этих бумаг.
В настоящее время в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 149.3 ГК РФ
Правообладатель, со счета которого были неправомерно списаны бездокументарные ценные бумаги, вправе требовать от лица, на счет которого ценные бумаги были зачислены, возврата такого же количества соответствующих ценных бумаг".
Закрепленный в ГК РФ порядок истребования незаконно списанных ценных бумаг идет вразрез с существовавшим в судебной практике подходом относительно восстановления прав на такие ценные бумаги посредством виндикационного иска. Применение к таким отношениям норм об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ) связано с существовавшим в правовом регулировании пробелом относительно защиты прав правообладателя, со счета которого были незаконно списаны бездокументарные ценные бумаги.
При виндикации бездокументарных ценных бумаг также подлежала учету добросовестность приобретателя и, соответственно, учитывались положения ст. 302 ГК РФ.
Об этом в п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 г. № 33 Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций" было прямо сказано:
Требование собственника (уполномоченного собственником лица) о возврате акций, предъявленное к добросовестному приобретателю, носит виндикационный характер и может быть удовлетворено лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерацииhellip;"
Указанный подход на протяжении более чем десяти лет обеспечивал баланс между защитой прав и законных интересов правообладателей бездокументарных ценных бумаг и их добросовестных приобретателей.
Однако уже в 2009 г. в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной Решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г. (далее - Концепция), было указано на нежелательность применения виндикационного иска к таким правоотношениям. Так, согласно положениям п. 1.1.9 Концепции, реализованным в ГК РФ,
серьезной проблемой в правоприменительной практике является определение характера прав владельцев бездокументарных ценных бумаг.
Ввиду отсутствия у таких бумаг" материальной формы применение к ним всего комплекса норм, регулирующих отношения по поводу вещей, вызывает практические затруднения... Ввиду особенностей юридической конструкции бездокументарной ценной бумаги использование виндикационного иска для защиты прав владельца, утратившего права на такую ценную бумагу, нежелательно, поскольку используемые в этом случае защитные механизмы основаны на традиционных представлениях о защите владения вещью".
В настоящее время правообладателю, со счета которого были незаконно списаны ценные бумаги, представлен способ защиты нарушенного права в виде права истребовать от лица, на счет которого ценные бумаги были зачислены, такого же количества соответствующих ценных бумаг. В данном случае истребованию подлежат не те же самые ценные бумаги, а соответствующие ценные бумаги такого же количества. Хотелось бы также обратить особое внимание на то, что в отсутствие прямого запрета неправомерно списанные ценные бумаги на основании ст. 149.3 ГК РФ подлежат истребованию, в том числе у добросовестного приобретателя. Ранее появление в конце цепочки сделок с незаконно списанными бездокументарными ценными бумагами лица, защищенного титулом добросовестного приобретателя, лишало правообладателя возможности истребовать свои акции. В настоящее время указанный пробел устранен.
В отношении добросовестного приобретателя абз. 2 п. 1 ст. 149.3 ГК РФ предусмотрено только два исключения, когда истребование у него ценных бумаг невозможно. Так, от добросовестного приобретателя не могут быть истребованы бездокументарные ценные бумаги:
- удостоверяющие только денежное право требования;
- приобретенные на организованных торгах, независимо от вида удостоверяемого права.
Оба вышеуказанных исключения направлены на защиту прав добросовестного приобретателя и обеспечение принципа стабильности гражданского оборота. Второе исключение также должно обеспечить повышение доверия к приобретению ценных бумаг на торгах.
Противоположное правило установлено, если незаконно списанные ценные бумаги были безвозмездно приобретены добросовестным приобретателем. В таком случае запреты, установленные абз. 2 ст. 149.3 ГК РФ, на их истребование не распространяются. Указанное правило закреплено в абз. 3 п. 1 ст. 149.3 ГК РФ:
Если бездокументарные ценные бумаги были безвозмездно приобретены у лица, которое не имело права их отчуждать, правообладатель вправе истребовать такие ценные бумаги во всех случаях".
При этом в ст. 149.3 ГК РФ не дано определение добросовестного приобретателя незаконно списанных ценных бумаг. В ст. 147.1 ГК РФ, определяющей особенности истребования документарных ценных бумаг от добросовестного приобретателя, говорится, что такое истребование осуществляется по правилам ГК РФ об истребовании вещи из чужого незаконного владения, т. е. по правилам ст. 302 ГК РФ. В статье 302 ГК РФ как раз содержится определение добросовестного приобретателя: им является лицо, безвозмездно приобретшее имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать.
Ввиду того, что в ст. 149.3 ГК РФ подобная отсылка к ст. 302 ГК РФ отсутствует, следует полагать, что применение положений указанной статьи о добросовестном приобретателе может быть применимо к защите прав на бездокументарные ценные бумаги на основании п. 1 ст. 6 ГК РФ в порядке аналогии закона.
Стоит обратить внимание, что правообладателю наряду с правом истребовать такое же количество ценных бумаг, соответствующих списанным, предоставлен еще один способ защиты нарушенного права: право требовать приобретения таких же ценных бумаг либо возмещения необходимых для их приобретения расходов. Указанное право, направленное на усиление защиты правообладателя, закреплено в п. 3 ст. 149.3 ГК РФ:
Правообладатель, со счета которого бездокументарные ценные бумаги были неправомерно списаны, при наличии возможности приобретения таких же ценных бумаг на организованных торгах по своему выбору вправе потребовать от лиц, несущих перед ним ответственность за причиненные этим убытки, приобретения таких же ценных бумаг за их счет либо возмещения всех необходимых для их приобретения расходов".
В приведенном положении говорится о праве, но не обязанности правообладателя требовать приобретения таких же ценных бумаг либо возмещения расходов при наличии возможности их приобретения на фондовом рынке вместо истребования бездокументарных ценных бумаг. Для этого нет никаких нормативных ограничений. При этом стоит отметить, что право требовать приобретения таких же ценных бумаг либо возмещения необходимых для их приобретения расходов правообладатель имеет только в случае обращения акций на фондовом рынке. В противном случае его права могут быть защищены посредством взыскания убытков с лиц, ответственных за их причинение.
Правообладатель не лишается защиты нарушенных прав также в случае конвертации в другие ценные бумаги списанных с его счета бездокументарных ценных бумаг. Так, в соответствии с п. 2 ст. 149.3 ГК РФ
Если бездокументарные ценные бумаги, которые правообладатель вправе истребовать, были конвертированы в другие ценные бумаги, правообладатель вправе истребовать те ценные бумаги, в которые были конвертированы ценные бумаги, списанные с его счета".
В ст. 149.4 ГК РФ определены последствия истребования бездокументарных ценных бумаг, тождественные тем, которые определены для истребования документарных ценных бумаг. В соответствии с п. 1 ст. 149.4 ГК РФ
В случае удовлетворения требования правообладателя о возврате бездокументарных ценных бумаг в соответствии с пунктом 1 или пунктом 2 статьи 149.3 настоящего Кодекса правообладатель пользуется в отношении лица, со счета которого ценные бумаги были ему возвращены, правами, указанными в пункте 5 статьи 147.1 настоящего Кодекса".
На основании п. 5 ст. 147.1 ГК РФ правообладатель вправе требовать:
- от недобросовестного владельца - возврата всего полученного по ценной бумаге, а также возмещения убытков;
- от добросовестного владельца - возврата всего полученного по ценной бумаге со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения ею либо получил из суда уведомление о предъявлении к нему иска об истребовании ценной бумаги.
В случае удовлетворения требований правообладателя о возврате бездокументарных ценных бумаг он также, руководствуясь положениями абз. 2 п. 5 ст. 147.1 ГК РФ, вправе во всяком случае потребовать от незаконного владельца, если последний воспользовался предоставленным ценной бумагой преимущественным правом приобретения какого-либо имущества, передачи ему приобретенного имущества при условии возмещения его стоимости по цене приобретения указанного имущества незаконным владельцем, а от недобросовестного владельца также вправе потребовать возмещения убытков.
Пунктом 2 ст. 149.4 ГК РФ определены последствия реализации неуправомоченными лицами корпоративных прав на участие в управлении акционерным обществом или иных прав на участие в принятии решения собрания, удостоверенных бездокументарными ценными бумагами. Правообладателю предоставлено право оспаривать соответствующее решение собрания при наличии совокупности нижеперечисленных обстоятельств:
- принятым решением нарушаются его права и охраняемые законом интересы,
- акционерное общество или лица, волеизъявление которых имело значение при принятии решения собрания, знали или должны были знать о наличии спора о правах на бездокументарные ценные бумаги и
- голосование правообладателя могло повлиять на принятие решения.
При этом установлен специальный срок исковой давности для оспаривания такого решения общего собрания и дополнительное основание для оставления решения собрания в силе даже при наличии совокупности вышеуказанных обстоятельств. Так, согласно п. 2 ст. 149.4 ГК РФ
lt;hellip;gt; Иск об оспаривании решения собрания может быть предъявлен в течение трех месяцев со дня, когда лицо, имеющее право на ценную бумагу, узнало или должно было узнать о неправомерном списании ценных бумаг с его счета, но не позднее одного года со дня принятия соответствующего решения. Суд может оставить решение собрания в силе, если признание решения недействительным повлечет причинение несоразмерного ущерба кредиторам акционерного общества или иным третьим лицам".
01.09.2014 г. вступила в силу введенная Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" статья 65.2 ГК РФ, определяющая права и обязанности участников корпорации и устанавливающая общее правило восстановления корпоративного контроля
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона № 47538-6 О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
lt;hellip;gt; Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников (статьи 65.165.3), что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им в статье 65.2 ГК права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.). Законодательно закрепляется (пункт 2 статьи 65.2) появившаяся в арбитражно-судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней (восстановление корпоративного контроля"), обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного списания" акций и долей участия, корпоративных захватов" и тому подобных неправомерных действий и злоупотребленийhellip;"
Согласно п. 3 ст. 65.2 ГК РФ
Если иное не установлено настоящим Кодексом, участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц права участия в ней, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли. Суд может отказать в возвращении доли участия, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия. В этом случае лицу, утратившему помимо своей воли права участия в корпорации, лицами, виновными в утрате доли участия, выплачивается справедливая компенсация, определяемая судом".
Положения п. 3 ст. 65.2 ГК РФ, устанавливающие правила восстановления корпоративного контроля, можно соотнести с вышерассмотренными положениями статей 149.3 и 149.4 ГК РФ, касающимися восстановления корпоративного контроля, утерянного в результате неправомерного списания бездокументарных ценных бумаг, как общую и специальную норму.
Как и в п. 3 ст. 65.2 ГК РФ, в ст. 149.3 ГК РФ обозначено право правообладателя требовать возвращения утраченной помимо воли доли участия - неправомерно списанных с его счета бездокументарных ценных бумаг. Отличием является то, что в отношении бездокументарных ценных бумаг происходит истребование не тех же самых ценных бумаг, а соответствующих ценных бумаг такого же количества.
В п. 3 ст. 65.2 ГК РФ прямо закреплена не обозначенная в ст. 149.3 ГК РФ обязанность лиц, виновных в утрате доли участия, выплатить за свой счет приобретателю такой доли справедливую компенсацию истребованной у него доли участия, а также возмещения убытков.
Также в п. 3 ст. 65.2 ГК РФ закреплено не обозначенное в ст. 149.3 ГК РФ право суда отказать в возвращении доли участия, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия. В ст. 149.4 ГК РФ говорится только о праве суда оставить в силе обжалуемое правообладателем, со счета которого были незаконно списаны бездокументарные ценные бумаги, решение собрания, принятое при участии неуправомоченного лица, если признание решения недействительным повлечет причинение несоразмерного ущерба кредиторам акционерного общества или иным третьим лицам.