НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ

Не успело профессиональное сообщество переварить концептуальные изменения Гражданского кодекса в части регулирования корпоративных процедур, вступившие в силу в последние месяцы 2013 года, как уже с первого января 2014 года вступил в силу ряд новых изменений в Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), касающихся порядка подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Речь идет о новациях, введенных Федеральным законом № 379-ФЗ от 21.12.2013 г. Рассмотрим указанные изменения более детально.

Специальный порядок подсчета голосов при принятии решения о выплате дивидендов по привилегированным акциям

Статья 49 Закона об АО была дополнена пунктом 4.2, согласно которому при голосовании по вопросу о выплате дивидендов по привилегированным акциям определенного типа голоса акционеров владельцев привилегированных акций этого типа, отданные за варианты голосования, выраженные формулировками против" и воздержался", не учитываются при подсчете голосов, а также при определении кворума для принятия решения по указанному вопросу.

Указанная норма направлена на защиту акционеров держателей обыкновенных акций от акционеров держателей привилегированных акций, противодействующих утрате привилегированными акциями статуса голосующих путем негативного голосования по вопросу о выплате дивидендов по привилегированным акциям.

В данном случае законодатель, очевидно, исходит из того, что по своей природе привилегированные акции направлены в первую очередь на получение по ним дохода, и в общем случае не предоставляют своим владельцам право на участие в управлении обществом. Право голоса возникает у владельцев привилегированных акций только при рассмотрении на общем собрании акционеров отдельных вопросов, затрагивающих имущественные интересы таких владельцев, а также в случае, если годовое общее собрание акционеров вне зависимости от причин не принимает решение о выплате (принимает решение о частичной выплате) дивидендов.

Осуществление в последующем противодействия принятию решения о выплате дивидендов по привилегированным акциям со стороны их владельцев свидетельствует о попытке таких владельцев сохранить за собой право на участие в управлении акционерным обществом (право голоса на общем собрании акционеров), что должно расцениваться как злоупотребление правом. Рассмотренная поправка в Закон об АО возможность для подобного злоупотребления пресекает.

При практической реализации данного нововведения интересным моментом является то, что кворум по вопросу о выплате дивидендов по привилегированным акциям не может быть определен до проведения голосования. Еще одним практическим следствием является необходимость в данной ситуации выделять вопрос о выплате дивидендов по привилегированным акциям в качестве самостоятельного вопроса повестки дня общего собрания акционеров.

Представляется, что для комплексного регулирования данного вопроса необходимо внести соответствующие изменения в ведомственные акты, устанавливающие дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров.

Изменение сроков в рамках подготовки общего собрания акционеров

Изменения коснулись в первую очередь максимальных сроков проведения внеочередных общих собраний акционеров, а также сроков составления списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

Согласно новой редакции абзаца 2 ст. 51 Закона об АО дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть ранее чем через 10 дней после принятия советом директоров решения о созыве собрания. Ранее действовали нормы, в соответствии с которыми список должен был быть составлен не ранее даты принятия указанного решения.

Представляется, что десятидневный мораторий на составление списка лиц был введен во избежание его составления фактически задним числом. Например, совет директоров принял решение закрыть список в дату принятия решения, при этом в ближайшие несколько дней после этого могут быть совершены сделки с акциями, участники которых не обладали информацией о таком решении.

Да и с чисто технической точки зрения не представляется возможным осуществить фактическое закрытие списка в день принятия советом директоров соответствующего решения, т. к. регистратору необходимо время для осуществления всех требуемых процедур. Также нельзя забывать, что акции могут находиться во владении номинального держателя, который также должен предоставить информацию для закрытия списка.

Необходимо отметить, что с 85 до 80 дней был сокращен срок для составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании, в повестку дня которого включен вопрос об избрании совета директоров. Вероятно, данное решение направлено на то, чтобы сократить количество акционеров, приобретших акции после закрытия списка.

Из закона был исключен абзац 3 ст. 51 Закона об АО, устанавливающий специальный срок для составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в случае возможности голосования путем направления бюллетеней на адрес общества. В указанном случае список должен был быть составлен не позднее чем за 35 дней до собрания.

Можно согласиться, что указанная норма устанавливала чрезмерное регулирование порядка подготовки собрания, т. к. в любом случае список лиц должен быть составлен на момент уведомления акционеров о собрании, которое в общем случае должно быть осуществлено за 20 дней до проведения собрания.

С 1 января 2014 года также увеличились максимальные сроки для проведения внеочередного общего собрания акционеров, созываемого по требованию акционера, ревизионной комиссии или аудитора общества. Так, общий срок для проведения такого собрания теперь составляет 50 дней вместо 40. Это обусловлено тем, что, как было указано выше, новым регулированием на 10 дней был увеличен срок для составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

Наконец-то было ликвидировано очевидное противоречие по срокам, связанным с проведением внеочередного общего собрания, в повестке дня которого содержится вопрос об избрании совета директоров, созываемого по инициативе акционера, ревизионной комиссии или аудитора. Указанное противоречие выражалось в следующем.

Согласно пункту 2 статьи 55 Закона об АО в старой редакции внеочередное общее собрание, в повестке дня которого содержится вопрос об избрании членов совета директоров, должно было быть проведено в течение 70 дней с момента предъявления требования о его созыве. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона об АО акционеры должны быть уведомлены о проведении такого собрания не позднее чем за 70 дней до даты его проведения. Таким образом, для того чтобы соблюсти требования закона о сроках проведения собрания, сообщения о проведении собрания должны были быть разосланы акционерам в день поступления требования о его проведении. Чтобы исполнить все процедуры в указанные сроки, общество должно было бы в день поступления требования собрать заседание совета директоров, запросить у регистратора список участников собрания, в этот же день его у регистратора получить и сразу же направить акционерам уведомление о предстоящем собрании. Понятно, что исполнить это требование на практике не представлялось возможным.

В новой редакции максимальный срок для проведения такого собрания был увеличен с 70 до 95 дней. Таким образом, описанное выше противоречие ликвидируется, что, безусловно, благотворно скажется на корпоративной жизни акционерных обществ.

Информирование акционеров об итогах голосования на общем собрании акционеров

Законопроектом предусматриваются существенные изменения порядка информирования акционеров об итогах голосования на общем собрании акционеров. Указанные изменения вступают в силу с 1 июля 2014 года, то есть предстоящие годовые общие собрания акционеров не затронут.

Согласно текущей редакции Закона об АО существуют два альтернативных способа информирования акционеров об итогах голосования на общем собрании акционеров: посредством оглашения результатов голосования на самом собрании или путем направления акционерам отчета об итогах голосования в порядке, предусмотренном для уведомления акционеров о созыве собрания.

В новой редакции пункта 4 статьи 62 предусматривается, что направление акционерам отчета об итогах голосования является обязательным. Указанный отчет должен быть направлен акционерам не позднее чем через 4 дня после даты закрытия собрания в порядке, предусмотренном для уведомления акционеров о созыве общего собрания. Оглашение же результатов голосования на собрании теперь является факультативным и может осуществляться только по желанию лиц, организующих собрание, если это прямо не предусмотрено внутренними документами общества.

Примечательно, что с 1 июля 2014 года в случае если на момент составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в реестре числился номинальный держатель, общество должно направить ему отчет об итогах голосования в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Таким образом, к 1 июля 2014 года всем акционерным обществам стоит обзавестись электронной подписью.

Надо полагать, что подобное регулирование порядка информирования акционеров об итогах голосования направлено на защиту интересов акционеров и обеспечение их права на своевременное получение информации, связанной с деятельностью общества.

В заключение хотелось бы отметить, что описанные выше изменения порядка подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров носят сугубо практический характер, направлены на устранение неточностей и противоречий, имеющих место в регулировании собраний, обеспечение защиты прав и интересов акционеров. Нарушение новых требований может стать не только основанием для применения к акционерному обществу штрафных санкций в соответствии с Административным кодексом РФ, но и поводом для оспаривания решений собраний.