НОВОЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПОГЛОЩЕНИЙ И ВЫТЕСНЕНИЙ

Вопросам, касающимся причин поглощений акционерных обществ и вытеснений миноритарных акционеров, их целей, различных подходов к регулированию, осуществлению и последствиям, посвящена обширная экономическая, юридическая и даже художественная[1] литература. Россия, как и все страны мира с более-менее развитым фондовым рынком, определяет порядок поглощений и вытеснений на законодательном уровне. Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ в главу XI.1 ФЗ Об акционерных обществах (далее - ФЗ Об АО"), посвященную приобретению более 30 процентов акций акционерного общества, были внесены изменения, которые вступают в силу в два этапа: c 1 июля 2015 года и 1 июля 2016 года соответственно. Что же уже изменилось, а что изменится в российском праве, регулирующем поглощения и вытеснения?

Немного истории

Российское корпоративное право уже с момента своего появления в 1996 году содержало в себе определенные (хотя и крайне недостаточные) нормы, устанавливающие порядок приобретения крупных пакетов акций акционерных обществ. Все они были сформулированы в ст. 80 главы Х Крупные сделки" ФЗ Об АО", состоявшей всего лишь из 7 пунктов. Лаконичность ст. 80 ФЗ Об АО", отсутствие в ней требований раскрытия информации, а также механизмов, обеспечивающих баланс интересов между контролирующими и миноритарными акционерами, являлись причиной того, что механизм поглощений в России так и не заработал[2].

Несмотря на все свои недостатки, ст. 80 ФЗ Об АО" просуществовала практически в неизменном виде более 10 лет. 1 июля 2006 года в ФЗ Об АО" вместо нее появилась специальная глава XI.1, посвященная исключительно порядку приобретения более 30 процентов акций акционерного общества. В целом, глава XI.1 ФЗ Об АО", хотя в ней это никоим образом не упоминается, основана на тех же принципах, что и Директива ЕС о поглощениях (Directive on takeover bids) от 21.04.2004 г. № 2004/25/ЕС[3].

Интересно отметить, что в российском праве, в отличие от европейского, не используется понятия поглощение" (takeover) или вытеснение" (squeeze-out), однако применительно к процедуре добровольного и обязательного предложения (ст. 84.1-84.4 ФЗ Об АО") и выкупа акций лицом, приобретшим более 95 процентов акций акционерного общества (ст. 84.7, ст. 84.8 ФЗ Об АО"), обычно применяются именно эти термины, поскольку они лучше отражают суть возникающих при этом отношений[4]. Указанные изменения в ФЗ Об АО" были высоко оценены специалистами, и совершенно справедливо говорилось о том, что с их принятием началась новая веха в развитии российского корпоративного права[5]. И, как показала дальнейшая практика, механизм поглощений и вытеснений в России, хотя и со скрипом, все же заработал.

Нормы, содержавшиеся в главе XI.1 ФЗ Об АО", регулировали приобретение акций открытого общества". Согласно п. 1. ст. 97 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) (в редакции, действовавшей до 01.09.2014 г.) под открытым акционерным обществом понималось акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество было вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Таким образом, объектом поглощения в России являлись все акционерные общества, даже если их акции не обращались на фондовой бирже[6]. Этим российское право кардинально отличалось от законодательства стран - членов ЕС, в которых публичное предложение покупки ценных бумаг, предоставляющих право голоса, распространяется только на компании, чьи ценные бумаги допущены к торгам на регулируемых рынках[7].

Это был крупный недостаток, присущий российскому праву, поскольку распространение специальных правил приобретения крупных пакетов акций на все открытые акционерные общества отрицательно отражалось на процедурах определения цены приобретения акций при поглощениях и вытеснениях[8]. Поэтому уже в 2010 году высказывались предложения ограничить правила специального правового режима приобретения крупных пакетов акций только акционерными обществами, чьи акции котируются на фондовой бирже или иным образом публично размещаются и (или) обращаются на фондовом рынке[9].

Ситуация начала меняться в 2014 году, когда деление акционерных обществ на открытые и закрытые было заменено классификацией на публичные и непубличные. В соответствии c п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

На кого распространяются требования законодательства

В период между 01.09.2014 г. и 01.07.2015 г. имелись нестыковки между нормами ГК РФ и ФЗ Об АО", поскольку в ст. 7 ФЗ Об АО" продолжали упоминаться открытые и закрытые акционерные общества. С 01.07.2015 г. новая редакция ст. 7 ФЗ Об АО" была приведена в соответствие с нормами ГК РФ и также установила деление акционерных обществ на публичные или непубличные, что отражается в их уставах и фирменном наименовании. Проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки вправе только публичное общество. Согласно ст. 7.1 ФЗ Об АО" для получения обществом публичного статуса необходима регистрация проспекта его акций и заключение обществом договора с организатором торговли о листинге его акций. Для прекращения публичного статуса общества требуется, чтобы акции такого общества не находились в процессе размещения посредством открытой подписки и не были допущены к организованным торгам. Кроме того, Банком России должно быть принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах (ст. 7.2 ФЗ Об АО").

Ключевым изменением в главе XI.1 ФЗ Об АО", вступившим в силу с 01.07.2015 года, является то, что теперь эта глава регулирует порядок приобретения более 30 процентов публичного (а не открытого) общества.

Сколько же акционерных обществ будет затронуто произошедшими изменениями? Согласно статистике ФНС в России по состоянию на 01.01.2016 г. зарегистрировано около 24 000 открытых акционерных обществ[10], однако на фондовой бирже ММВБ котируются обыкновенные акции всего лишь около 250 эмитентов[11]. Тем не менее, не следует делать вывод о том, что в настоящее время нормы главы XI.1 ФЗ Об АО" касаются только 250 акционерных обществ из 24 000. Дело в том, что п. 8 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ устанавливает, что к отношениям, связанным с приобретением акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, акционерных обществ, которые на 1 сентября 2014 года являлись открытыми акционерными обществами, применяются положения главы XI.1 ФЗ Об АО" в новой редакции.

Так что же получается? Несмотря на произошедшее обновление законодательства, на самом деле никаких фактических изменений в сфере применения главе XI.1 ФЗ Об АО" не произошло?

Изменения есть.

Согласно п. 10 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ непубличные акционерные общества, которые по состоянию на 1 сентября 2015 года являлись открытыми акционерными обществами, вправе внести в свой устав изменения, содержащие указание на то, что приобретение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого общества осуществляется без соблюдения положений главы XI.1 ФЗ Об АО" в новой редакции.

Таким образом, чтобы освободить своих акционеров от необходимости направлять обязательные предложения, непубличным акционерным обществам необходимо внести соответствующие нормы в свои уставы.

Интересно отметить, что похожая норма уже существовала в абз. 2 п. 2 ст. 80 ФЗ Об АО" и была исключена в 2006 году.

Процедурные изменения

В Закон внесены и иные изменения, частично меняющие процедуру вытеснений и поглощений.

В настоящее время добровольное или обязательное предложения направляются владельцам акций через публичное общество. В таких уведомлениях указывается почтовый адрес, по которому должны направляться заявления о продаже акций (п. 2 ст. 81, п. 2 ст. 84.2 ФЗ Об АО"). Кроме того, в них должен содержаться порядок передачи акций и срок, в течение которого акции должны быть зачислены на лицевой счет лица, направившего предложение (п. 2 ст. 84.1, п. 2 ст. 84.2 ФЗ Об АО"). После получения добровольного или обязательного предложения общество обязано уведомить о нем владельцев акций в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров публичного общества. В свою очередь, владельцы акций вправе принять добровольное или обязательное предложение путем направления заявления о продаже по почтовому адресу, указанному в предложении.

C 1 июля 2016 года этот порядок достаточно сильно изменится. С одной стороны, направление предложений по-прежнему будет осуществляться через общество. Однако в этих предложениях уже не надо будет указывать ни почтовый адрес, по которому должны направляться заявления о продаже акций, ни порядок передачи акций и срок, в течение которого акции должны быть зачислены на лицевой счет лица, направившего предложение (пп. 53 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ). Это связано с тем, что в процедуре передачи акций активную роль начинают играть регистратор общества и номинальные держатели.

Порядок направления владельцами акций заявлений о продаже акций зависит от того, зарегистрирован их владелец в реестре акционеров или нет. Если владелец акций зарегистрирован в реестре акционеров, заявление о продаже акций подается регистратору публичного общества путем направления по почте, либо вручения документа под роспись, либо, если это предусмотрено правилами регистратора, также путем направления электронного документа, подписанного электронной подписью (абз. 1 п. 4.1 ст. 84.3 ФЗ Об АО" в редакции, вступающей в силу 01.07.2016 г.).

Со дня получения регистратором указанного заявления и до даты внесения записи о переходе прав на продаваемые акции лицу, направившему предложение, или до дня получения отзыва такого заявления, их владелец не вправе распоряжаться принадлежащими ему акциями, в т. ч. передавать их в залог или обременять другими способами, о чем регистратор вносит запись об установления такого обременении по счету владельца в реестре акционеров без распоряжения последнего (абз. 2 п. 4.1 ст. 84.3 ФЗ Об АО" в редакции, вступающей в силу 01.07.2016 г.).

Если владелец акций не зарегистрирован в реестре акционеров, акционер направляет указание о направлении заявления о продаже акций лицу, которое осуществляет учет его прав на акции общества (номинальному держателю). Со дня получения номинальным держателем такого указания владелец акций также не вправе ими распоряжаться, в т. ч. передавать их в залог, о чем номинальный держатель, как и регистратор, делает соответствующую запись об установлении такого обременения по счету владельца без поручения последнего (абз. 2 п. 4.2. ст. 84.3 ФЗ Об АО" в редакции, вступающей в силу 01.07.2016 г.).

Запись об обременении, сделанная регистратором или номинальным держателем, снимается ими без распоряжения владельца в одном из следующих случаев (п. 4.3 ст. 84.3 ФЗ Об АО" в редакции, вступающей в силу 01.07.2016 г.):

  • одновременно с внесением записи о переходе прав на приобретаемые акции к лицу, сделавшему добровольное или обязательное предложение;
  • в день получения регистратором или номинальным держателем от владельца акций отзыва заявления о продаже акций;
  • через семь рабочих дней после дня истечения срока для оплаты приобретаемых акций, если от их владельца не поступило распоряжение о сохранении действия ограничения.

Порядок выплаты денежных средств в связи с продажей акций их владельцами также несколько изменится и будет зависеть от того, зарегистрирован владелец в реестре акционеров публичного общества или нет.

В первом случае денежные средства перечисляются лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, на банковские счета, реквизиты которых имеются у регистратора общества. Обязанность по выплате денежных средств считается исполненной с даты поступления денежных средств в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет владельца. Регистратор вносит записи о переходе прав на продаваемые акции к лицу, направившему предложение, на основании отчета, который такое лицо обязано направить в публичное общество и в Банк России не позднее чем через 30 дней с даты истечения срока принятия предложения, а также документов, подтверждающих исполнение таким лицом обязанности по выплате денежных средств (п. 7.1 ст. 84.3 ФЗ Об АО" в редакции, вступающей в силу 01.07.2016 г.).

Во втором случае денежные средства перечисляются на банковский счет номинального держателя, указанный в реестре акционеров. Обязанность по выплате денежных средств считается исполненной с даты поступления денежных средств в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет номинального держателя.

Внесение записи о переходе права на продаваемые акции к лицу, направившему предложение, осуществляется регистратором общества на основании распоряжения номинального держателя и выписки из отчета, который лицо, направившее предложение, обязано направить в публичное общество и в Банк России не позднее чем через 30 дней с даты истечения срока принятия предложения. Такое распоряжение номинальный держатель дает не позднее двух рабочих дней после дня поступления денежных средств на банковский счет номинального держателя. На основании указанной выше записи, сделанной регистратором, номинальный держатель без распоряжения владельца акций вносит соответствующие изменения по счету владельца, открытого у номинального держателя (п. 7.2 ст. 84.3 ФЗ Об АО" в редакции, вступающей в силу 01.07.2016 г.).

Похожие изменения произойдут и в процедуре вытеснения. Как известно, лицо, которое стало владельцем более 95 процентов общего количества акций публичного общества, вправе выкупить у акционеров остальные акции публичного общества (п. 1 ст. 84.8 ФЗ Об АО" в редакции, вступающей в силу 01.07.2016 г.). Требование о выкупе акций направляется владельцам выкупаемых акций через публичное общество. Полученное требование о выкупе акций направляется публичным обществом владельцам акций в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров публичного общества.

На конец операционного дня даты, на которую фиксируется владельцы выкупаемых акций, регистратор общества и номинальные держатели акций вносят по лицевым счетам (счетам депо) запись об установлении ограничения по распоряжению выкупаемыми акциями без распоряжения владельцев акций. Данное ограничение снимается в случае, если лицо, выкупающее акции, не предоставило регистратору общества документы, подтверждающие оплату выкупаемых акций (п. 5 ст. 84.8 ФЗ Об АО" в редакции, вступающей в силу 01.07.2016 г.).

Регистратор передает лицу, выкупающему акции, информацию о банковских счетах акционеров и номинальных держателях. Лицо, выкупающее акции, выплачивает денежные средства в связи с выкупом акций путем их перечисления на банковские счета в соответствии с информацией, полученной от регистратора. При отсутствии такой информации такое лицо обязано перечислить денежные средства за выкупаемые акции в депозит нотариуса по месту нахождения публичного общества.

Списание выкупаемых акций со счетов их владельцев и зачисление их лицу, выкупающему акции, осуществляется регистратором только при условии получения регистратором общества от указанного лица документов, подтверждающих оплату им выкупаемых акций.

В случае если по лицевому счету на выкупаемые акции установлено ограничение в связи с наложением на них ареста, списание акций производится после снятия ареста (абз. 3 п. 8 ст. 84.8 ФЗ Об АО" в редакции, вступающей в силу от 01.07.2016 г.). Если же акции являлись предметом залога или иного обременения, одновременно со списанием с лицевого счета выкупаемых акций такие залог или обременения прекращаются (п. 9 ст. 84.8 ФЗ Об АО" в редакции, вступающей в силу от 01.07.2016 г.).

На первый взгляд, произошли изменения и в порядке государственного контроля за приобретением акций акционерных обществ. Предыдущая редакция абз. 1 п. 1 ст. 84.9 ФЗ Об АО" предусматривала, что добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, до его направления в общество предварительно представлялось в Банк России. Если же предложение касалось приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, то оно направлялось в Банк России не позднее даты направления такого уведомления в общество (п. 2 ст. 84.9 ФЗ Об АО").

Действующая редакции абз. 1 п. 1 ст. 84.9 ФЗ Об АО" распространяется на добровольные или обязательные предложения, касающиеся приобретения ценных бумаг, без какого-либо указания на их обращение на организованных торгах, а п. 2 ст. 84.9 ФЗ Об АО" признан утратившим силу. Все это, казалось бы, позволяет сделать вывод, что теперь в отношении ценных бумаг, не зависимо от их обращения на организованных торгах, установлено единое регулирование: до направления добровольного или обязательного предложения в публичное общество они предварительно представляются в Банк России. И только по истечении 15 дней с момента их представления, при условии отсутствия у Банка России замечаний к представленным документам, указанные документы могут быть отправлены в публичное общество (п. 1 ст. 84.9 ФЗ Об АО").

Однако такой вывод является преждевременным, поскольку п. 2.1 Положения Банка России от 05.07.2015 г. № 477-П, заменившего с 22.09.2015 г. аналогичное Положение ФСФР, утв. Приказом ФСФР от 13.07.2006 г. № 06-76/пз-н, сохранил прежнее регулирование в части порядка и сроков направления добровольных и обязательных предложений в адрес Банка России и общества. Представляется, что подобное решение связно с тем, что нормы ФЗ Об АО" должны, в первую очередь, распространяться на публичные общества, акции которых обращаются на организованных торгах. В перспективе публичные компании с акциями, не обращающимися на организованных торгах, должны стать крайне редким явлением. Поскольку приобретение акций таких компаний не способно нанести вреда широкой публике, нет необходимости регулировать данные отношения на уровне федерального закона.


[1] Бурроу Брайан, Хельяр Джон. Варвары у ворот. История падения RJR Nabisco. / Пер. с англ. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес", 2008. 576 с.

[2] Правила поглощения акционерных обществ: сравнительно-правовой анализ: монография / Гомцян С.В. - М.: Волтерс Клувер, 2010. С 57.

[3] http://goo.gl/ykblD4; Петер Нобель. Швейцарское финансовое право и международные стандарты: [пер. с англ.]. С. 253.

[4] Степанов Д. Поглощение, осуществляемое путем приобретения крупного пакет акций, и вытеснение миноритарных акционеров // Хозяйство и право. 2006. № 4. С. 3.

[5] Степанов Д. Указ. соч. С. 3.

[6] Гомцян С.В. Указ. соч. С. 96.

[7] Article 1 para 1 Директивы ЕС № 2004/25/ЕС.

[8] Гомцян С.В. Указ. соч. С. 83.

[9] Гомцян С.В. Указ. соч. С. 97.