НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ПО НОВОЙ РЕДАКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
С 1 сентября 2014 года вступают в силу поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части регулирования деятельности юридических лиц, внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 99-ФЗ). На смену открытым и закрытым акционерным обществам в России придут публичные и непубличные общества. Вносятся изменения в порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, порядок реализации отдельных корпоративных процедур, при этом деятельность непубличных компаний регламентируется преимущественно диспозитивными нормами, открывающими широкие возможности для формирования системы корпоративного управления таких компаний их уставами.
Ряд новаций Гражданского кодекса порождают вопросы, на некоторые из которых мы попросили ответить заместителя директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Ростислава Кокорева.
Среди прав участников непубличных компаний в ГК РФ не названо характерное для ЗАО преимущественное право акционеров на приобретение акций, отчуждаемых третьим лицам, но и запрета на такое право там тоже нет. При этом немедленной перерегистрации уставов ЗАО не требуется, а статья 7 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), в которой, собственно, и устанавливается преимущественное право для акционеров ЗАО, продолжает действовать для акционеров ЗАО вплоть до приведения их уставов в соответствие с обновленным законодательством.
Означает ли это, что если ЗАО не будут длительное время менять свои уставы, то преимущественное право у акционеров таких компаний сохранится, но акционеры вновь создаваемых непубличных компаний этим правом пользоваться не будут?
Р��: Действительно, в подпункте 7 пункта 3 статьи 66.3 ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ говорится о том, что в устав непубличного общества могут быть включены нормы о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества". Таким образом, преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых другими акционерами, для акционеров непубличных АО не запрещено и не разрешено.
Полагаю, что в ходе приведения Закона об АО в соответствие с новой редакцией ГК РФ этот вопрос будет поднят, и в зависимости от его решения возможны две ситуации:
а) для любых АО преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых другими акционерами, будет недопустимо, и тогда его сохранят только те АО, которые в старой системе именовались ЗАО", и только до приведения своих уставов в соответствие с новыми нормами, или
б) для непубличных АО преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых другими акционерами, будет допустимо в случае его включения в устав по единогласному решению акционеров.
Ряд норм Закона об АО предназначен открытым акционерным обществам. Например - положения главы 11.1, регулирующей процессы поглощения и вытеснения. Но с 1 сентября понятие открытого акционерного общества из законодательства уходит. Продолжат ли действовать нормы о добровольном, обязательном предложении, возможности вытеснения миноритариев, и если да - то в отношении каких компаний?
РК: По логике нового законодательства, эти нормы предназначены для публичных обществ. Вместе с тем для ОАО, пока они не приведут свои уставы в соответствие с новым ГК РФ и будут сохранять в своих наименованиях слово открытое", эти нормы, на мой взгляд, будут действовать.
Нового определения понятия аффилированного лица в ГК так и не появилось, но появилась отсылка к некоему в настоящее время отсутствующему закону. Это паллиатив?
РК: Я бы сказал, что это результат компромисса между правительством, которое хотело усовершенствовать регулирование аффилированности именно в ГК, и крупным бизнесом, который опасался, что масштабные поправки в отношении института аффилированности (а также связанные с ними нормы о контроле за юридическим лицом) сильно ухудшат условия функционирования отечественных компаний. По сути дела, дискуссия не завершена, а отложена, чтобы не тормозить принятие Закона № 99-ФЗ в целом.
Пункт 3 статьи 53.1 в отношении ответственности контролирующего акционера можно прочитать так, что его ответственность за убытки возникает как в том случае, когда к таким убыткам привело его вмешательство в управление компанией, так и в том случае, если он уклонился от такого вмешательства, поскольку вряд ли уклонение от участия в решении проблем может быть признано разумными и добросовестными действиями. Получается, что в отношении контролирующего акционера принцип акционер не отвечает по обязательствам акционерного общества" перестает действовать?
РК: Принцип акционер не отвечает по обязательствам акционерного общества" не действует и во многих других ситуациях, в том числе при банкротстве компании по вине контролирующего акционера. Однако именно в случае недобросовестного бездействия контролирующего акционера возложить на него ответственность будет, на мой взгляд, достаточно проблематично.
Целый ряд механизмов, предусмотренных обновленным ГК РФ, не может быть реализован без внесения изменений в действующее законодательство и появления нового. Так, пока невозможно осуществить реорганизацию с участием компаний различных организационно-правовых форм, хотя новый ГК РФ такую возможность предусматривает. Ряд новых норм впрямую указывают на то, что те или иные вопросы, например, возможность государственной регистрации нового юридического лица без полной оплаты его уставного капитала, будут регулироваться федеральными законами. Отсюда очень широкий вопрос: когда обновится действующее корпоративное законодательство и что нового нам от него ждать?
РК: Минэкономразвития России готово работать в этом направлении, однако формального поручения Правительства Российской Федерации о подготовке изменений в законы об АО и об ООО у нас еще нет. При этом понятно, что необходимые изменения будут весьма масштабны и при этом затронут огромное количество интересантов - а значит, нас ждут долгие, многотрудные и многоитерационные согласования. Думаю, что это работа на ближайший год, и только в очень оптимистичном варианте можно ожидать принятия необходимых изменений к концу 2014 года.